Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Литература

Литература 17 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




C XVII — XVIII вв. связан важный этап в развитии европейской и мировой цивилизации. В истории Европы эти два столетия стали продолжением и завершением наметившегося еще в эпоху Возрождения процесса окончательного разложения феодализма и победы нового строя — буржуазного. Не случайно отсчет Нового времени историки ведут от начала XVII в., от первой буржуазной революции в Нидерландах (1609). Вместе с тем роль каждого из столетий в указанном процессе неодинакова: если XVII в. стал преимущественно веком науки, подготовившим базу для последующего переворота, то XVIII — веком коренного социального переустройства, завершившимся Французской буржуазной революцией (1789—1794). Сложность и противоречивость времени в полной мере отразились в литературе и искусстве. Два столетия различны по своим главным художественным устремлениям (и в этом смысле представляют собой разные эпохи), хотя и сохраняют некоторую преемственность. Особенно сложным является определение единых закономерностей в развитии литературы и искусства XVII в. в силу его переходного характера и большой неравномерности развития европейских стран. Это явилось одной из причин отсутствия его определения как самостоятельной эпохи, а не только календарного понятия (в сравнении с более цельными и ясными соседними эпохами — Ренессансом и Просвещением).

В области художественной культуры XVII в. можно условно определить как эпоху барокко и классицизма (хотя, особенно на рубеже XVI — XVII вв., существовали и иные тенденции, например маньеризм).

Явившись следствием кризиса утопических ренессансных представлений, вызванного социальными катаклизмами рубежа веков, а также выдающихся научных открытий, существенно изменивших мировосприятие человека, барокко складывается как художественная система: впервые со всей определенностью выявившись в контрасте густого, темного фона и ярко освещенных фигур на полотнах итальянского художника Караваджо, оно охватывает все сферы искусства, достигая вершин в архитектуре, живописи, лирической поэзии, музыке. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы барокко просуществовало около двух столетий. Параллельно с ним формируется как художественная система и классицизм, наиболее ярко проявившийся в драматургии и театральном искусстве, а также архитектуре.

В XVIII в., получившем название эпохи Просвещения, в большинстве европейских стран разворачивается мощное идеологическое и общекультурное движение, поставившее задачу окончательного преодоления феодальных пережитков и создания «царства разума». Приоритет разума, вера в его силу — это то, что роднит Просвещение с веком классицизма. Не случайно классицизм становится одним из методов раннего Просвещения, а затем своеобразно преломляется в «Веймарском классицизме» Гёте и Шиллера и «революционном классицизме» эпохи Французской революции. Важнейшим завоеванием XVIII в. стал просветительский реализм — ведущий художественный метод эпохи. На последней стадии просветительского движения формируется сентиментализм, отразивший пошатнувшуюся веру в непогрешимость разума. Одновременно с этими методами развиваются (уже на иной основе) барокко и рококо. В конце века появляются некоторые тенденции, предвещающие наступление новой эпохи (например, «предромантизм»).

Cемнадцатое столетие историки расценивают как самостоятельную эпоху и называют ее эпохой Нового времени. В странах Западной Европы — это переломный момент в области политики, экономики, идеологии; на смену феодальным приходили отношения капиталистические. Общественно-политические порядки в различных странах прямо зависели от того, в каком состоянии находились социальные силы. В Англии благодаря развитию капиталистических отношений и формированию классовой буржуазной идеологии совершились две буржуазные революции. Первая революция (40-е гг.), имевшая всеевропейское значение, провозгласила республику, вторая — «Славная» (1688—1689), закрепила доступ буржуазии к государственной власти. Во Франции в связи с формированием национального государства и относительным равновесием общественных сил установилась абсолютная монархия. В Испании, Италии, Германии буржуазное развитие значительно отставало, там наблюдался процесс ре-феодализации, упрочения феодальных сил. Особенно реакционным явлением была Контрреформация — усиление власти католической церкви.

Переходность нового времени, его кризисность отчетливо ощущали писатели XVII в. Ренессансные гуманистические идеалы уже не могли противостоять трагическому восприятию реальной жизни. Прежнее ренессансное мировоззрение начинает уступать новому пониманию действительности, которое не только отличается от прежнего гуманистического видения мира, но и во многом использует его традиции. Огромную роль в появлении новой идеологии сыграло развитие естественных наук и философии.