Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Литература

Литература 17 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Барокко характеризуется всеобщим сомнением, скептицизмом в разумности мира и человеческого существования. Наибольшего расцвета искусство барокко достигло в странах, где была рефеодализация,— в Испании, Италии, Германии. Существенную роль в литературном процессе оно играло в Англии и во Франции.

Теория и художественная практика классицизма, учитывая традиции античности и ренессансной литературы, основывались на принципе подражания природе. Однако достойными наблюдения и воспроизведения в искусстве классицисты считали только разумные ее проявления, ее логические закономерности. Таким образом, они подражали не природе как таковой, а только природе облагороженной, изящной, следуя принципу не правды, а правдоподобия. Эстетика классицизма была антиисторичной, поскольку она признавала законы искусства вечными и неизменными, основанными только на разумных категориях. Внимание к античным авторам и подражание им объяснялось тем, что в античности, как полагали в XVII в., уже были созданы идеальные образцы искусства. Философская база классицизма — рационализм; его эстетика предопределила строгую нормативность, которую проповедовали теоретики классицизма и которой следовали писатели-практики. В теории классицизма существовали правила и законы, которые считались обязательными для всех. Исходя из убеждения, что личность — уже не центр мироздания (как полагали в эпоху Возрождения), классицисты признавали необходимость подчинения чувств разуму, превосходство общественного, государственного долга над личными устремлениями, а также подчинение личного начала долгу религиозному, моральному.

Писатели-классицисты многое сделали в открытии законов человеческой психики. Однако, стремясь создавать типичные образы, они использовали рационалистический метод: характер героя строили на одной главной черте, определяющей данный тип человека. Требованиями разума теоретики классицизма обосновывали и конкретные законы создания произведения, которые легли в основу поэтики классицизма. Произведения классицизма отличались соразмерностью и гармоничностью частей, логической убедительностью и стройностью, продуманной композицией, простотой сюжета; строгое деление на жанры не допускало смешения комического и трагического; язык отличался ясностью, четкостью, красотой.

Некоторые писатели-классицисты, принимая основные принципы классицистической поэтики, не всегда соблюдали то или иное правило. Это, однако, не значит, что они «выходят за пределы» классицизма, который как художественная система отличается широкими творческими потенциями, значительно превосходящими формальные правила.

Художественные методы барокко (особенно барокко «низового») и классицизма способствовали дальнейшему развитию реалистического отражения действительности как в области психологии, так и в сфере бытописания. В каждой стране и барокко и классицизм развивались по-разному. В отдельных национальных литературах внутри этих художественных систем существовали свои направления, течения и школы: маринизм в Италии, культизм и консептизм в Испании, литература вольномыслия и прециозная литература во Франции, «метафизическая» школа в Англии и др.