Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Испанская литература

Испанская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Испания была одной из самых политически и экономически отсталых стран Европы XVII в. Господствовавший в ней абсолютизм не способствовал созданию централизованного национального государства, но являлся оплотом феодальной реакции и Контрреформации в Европе. Родина иезуитов, Испания стала опорой католической церкви (испанский король именовался «Его Католическое величество») и на протяжении многих лет вела изнурительные войны с протестантскими государствами. С разгрома в 1588 г. у берегов Англии «Непобедимой армады» начался упадок былого могущества великой державы. Золото, хлынувшее из Америки, заставило пренебречь собственной экономикой. Кризис охватил промышленность и сельское хозяйство. Безлюдными стали испанские деревни, толпы нищих и бродяг осаждали города. Именно в Испании наиболее разительным был контраст между нищетой народа и роскошью, в которой купалась верхушка общества — гранды и высшее духовенство. Почти во всех сферах жизни страны воцарилась реакция, в университетах возобладала схоластика. «Вот тогда-то исчезли испанские вольности под звон мечей, в потоках золота и в зловещем зареве костров инквизиции». В то же время именно в испанской культуре зародились новые тенденции, во многом определившие художественное развитие Европы. Не случайно XVII в. получил название «золотого века» испанского искусства.

В Испании, где долгое время жили иллюзией, романтикой далеких путешествий, верой в могущество своей страны, особенно рано и наглядно выявилась утопичность ренессансных идеалов, их несоответствие мрачной реальности.

Мироощущение многих художников, живших на рубеже веков, окрашивается в трагические тона. Поэтому не случайно именно в этой стране зарождается, набирает силу и становится мощным художественным течением барокко. Тенденции его присущи творчеству крупнейшего испанского художника XVII в. Веласкеса. Испанское барокко — это и воздушная дымка полотен Мурильо, и мрачные видения Вальдеса Леаля. Большое значение для развития художественной системы барокко имело искусство гениального художника второй половины XVI в. Эль Греке. В целом искусство испанского барокко отличают суровость и трагичность, выдвижение на первый план духовного начала, особенная экстатичность, стремление вырваться из тисков жизненной прозы. Во второй половине века для него характерно нарастание мистических и феерических тенденций, усиление мотива иллюзорности, призрачности бытия, выразившегося в знаменитой формуле Кальдерона «жизнь есть сон». Подлинные художники мучительно переживали кризис Ренессанса и искали пути сохранения важнейших гуманистических ценностей. Представляя мир дисгармоничным и неустойчивым, полным хаоса, они, тем не менее, верили в возможность человека противостоять (пусть лишь пассивно, с позиций стоицизма) царящему вокруг злу.

В литературе испанского барокко (особенно в первой половине века) шла борьба двух его основных школ — культизма (культеранизма) и консептизма. Культизм (от исп. cultos — обработанный, возделанный) был рассчитан на восприятие избранными, тонко образованными людьми. Не принимая реальность, противопоставляя ей совершенный и прекрасный мир искусства, культисты использовали язык прежде всего как средство неприятия безобразной действительности.

Они создавали особый «темный стиль», перегружая произведения необычными и сложными метафорами, неологизмами (в основном латинского происхождения), сложными синтаксическими конструкциями. Самым крупным и талантливым поэтом-культистом был Гонгора (поэтому культизм называют также гонгоризмом),

Консептизм (от исп. concepto — мысль), в отличие от культизма, претендовал на выражение всей сложности человеческой мысли. Главная задача консептистов — раскрытие глубинных и неожиданных связей между далеко отстоящими друг от друга понятиями и объектами. Они требовали максимальной краткости и максимальной смысловой насыщенности высказывания. Излюбленные приемы консептистов — использование многозначности слова, каламбура, разрушение устойчивых и привычных словосочетаний. Их язык, несколько более демократичный, чем язык культистов, не менее сложен для восприятия. случайно крупнейший испанский филолог Р. Менендес

Пидаль назвал манеру консептистов «трудным стилем». Наиболее яркими писателями-консептистами были Кеведо, Гевара, Грасиан (последний являлся и теоретиком консептизма).

Однако у обеих школ больше общего, чем различий. И то, и другое направление превыше всего ставило метафору, в которой «быстрый разум» (Грасиан) сопрягал неожиданные и далекие понятия, сочетал несочетаемое. При крайнем следовании своим догмам и культизм, и консептизм могли вести к формализму, но в целом они обогатили литературу новыми выразительными средствами и оказали влияние на ее последующее развитие. Культизм получил наиболее яркое воплощение в поэзии, консептизм — в прозе. И это не случайно. Культисты выражали тончайшие оттенки чувства: их поэзия эмоционально перенасыщена. Консептисты передавали все богатство и гибкость острой мысли: их проза суха, рационалистична, остроумна.