Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - ДРАМАТУРГИЯ КАЛЬДЕРОНА

ДРАМАТУРГИЯ - КАЛЬДЕРОН
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




XVII в. в Испании — это прежде всего «золотой век» испанской драмы (точнее, он приходится на период между 80-ми гг. XVI и 80-ми гг. XVII в.). Начало и расцвет «золотого века» связаны с творчеством Лопе де Веги, заключительный этап выдвинул одного из величайших драматургов мира — Кальдерона.

Лопе де Бега, крупнейший драматург испанского Ренесaанса, продолжавший творить и в первые десятилетия XVII в., создал свою художественную школу. Одним из наиболее преданных и талантливых его последователей был Гевара, написавший более 400 пьес. Лучшая из них — «Горянка из Веры» (1603). Она напоминает народно-героические драмы Лопе де Беги, утверждает высокие моральные качества человека из народа. Но уже в изображении контрастов характера героини, нежного и одновременно необузданного, виден художник барокко. Особое место среди драматургов школы Лопе де Беги занимает Хуан Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581—1639), который разрабатывал «комедию характеров» и этим был близок к французским классицистам. Не случайно сюжет «Сомнительной правды» Аларкона положен в основу комедии Корнеля «Лжец». Но, в отличие от Корнеля, Аларкон утверждает в своей пьесе зыбкость, относительность границы между правдой и ложью. Эта идея весьма типична для барокко. Барочное начало очень сильно и в творчестве самого яркого представителя школы Лопе де Беги — Тирсо де Молины (псевдоним монаха Габриеля Тельеса, 1584— 1648). Он создавал религиозно-философские драмы, в которых нашли отражение неразрешимые противоречия жизни, сложность человеческой психологии. Наиболее знаменитые светские пьесы Тирсо де Молины — «Севильский озорник, или Каменный гость» (1610), являющаяся первой в мировой литературе обработкой легенды о Дон Хуане, и «Дон Хиль Зеленые штаны» (1635), одна из самых виртуозных в мировом репертуаре с точки зрения интриги.

Драматургия школы Лопе де Беги — переходный этап к истинной драме барокко, создателем которой стал Кальдерон. Искусство Педро Кальдерона де ла Барки (1600—1681) впитало в себя многие лучшие традиции ренессансной гуманистической культуры, но вместе с тем оно дает совершенно иное видение мира, ибо порождено другой эпохой.

Жизнь Кальдерона, как и его творчество, поражает контрастами. Учеба в университете (Алкала де Энарес, а затем Саламанкском), посвящение в рыцарский орден, участие в войнах, слава блестящего драматурга (гениально одаренный, Кальдерон написал первую комедию в возрасте 13 лет и удостоился похвалы Лопе де Беги), а затем, в 1651 г.,— неожиданное вступление в духовный сан, должность королевского капеллана. С тех пор он больше не писал светских пьес. Это было связано с трагическими событиями в его личной жизни, а также с начавшимися гонениями на театр. В последние годы Кальдерой пишет только ауто- представления на богословские темы, дававшиеся во время религиозных празднеств. Его наследие включает примерно 120 светских пьес, 78 ауто, 20 интермедий. Кальдерон писал религиозные пьесы и был глубоко верующим человеком, но было бы ошибкой на этом основании сводить все его творчество к служению религии и Контрреформации. Обращаясь к религиозным темам, он трактовал очень многие проблемы в духе раннего христианства с его демократизмом и аскетизмом и никогда не следовал принципам ортодоксальной церкви.

Кальдерон — один из величайших поэтов-философов. Он принадлежит к тем немногочисленным художника , которые обладают способностью органически сочетает конкретно-чувственное отражение реальности с ее а страктно-философским обобщением. Чутко улавливая веяния времени, остро ощущая его трагические противоречия, он стремился развернуть в своем творчестве целостную философскую концепцию бытия.

Философия Кальдерона наиболее полно выражает мироощущение барокко. Она глубоко пессимистична и вместе с тем утверждает идеи неостоицизма. Жизнь хаотична, иллюзорна, в ней трудно или даже невозможно отличить явь от сна, правду от вымысла. «Что жизнь? Безумие, ошибка. //Что жизнь? Обманность пелены. // И лучший миг есть заблужденье,//Раз жизнь есть только сновиденье,//А сновиденья только сны» (перевод К. Бальмонта). «Жизнь — комедия», «жизнь — сон» - эти формулы часто встречаются в пьесах Кальдерона. Жизнь — сцена, на которой каждый играет определенную и часто ему самому неведомую роль. Но в конечном итоге от человека зависит, сыграет он эту роль плохо или хорошо. Помочь ему в этом должен разум. Кальдерон сохраняет веру в ясный человеческий разум, который противостоит хаосу, и хотя и не постигает истину, но направляет человека к ней. Он показывает мучительные сомнения и метания разума, стремящегося упорядочить хаос. Подобное парадоксальное сочетание иррационализма и рациональности характерно для искусства барокко в целом.

Рационализм художественного и философского мышления Кальдерона сказался в глубоко продуманной архитектонике его произведений, в особой логической соразмерности их частей. Раскрывая сложные проблемы бытия, драматург неизбежно прибегал к абстрагированию, отвлечению от эмпирического. Поэтому большинство его пьес сугубо театральны, им присуща условность пространства, времени, самого действия. Конкретные чувства и поступки Кальдерон изображал преимущественно в «комедиях плаща и шпаги». Наиболее известные из них — «С любовью не шутят» (1627), «Дама-невидимка» (1629), «Дом с двумя выходами трудно охранять» (1629), «Сам у себя под стражей» (1635). В их основе лежит сложная, запутанная интрига, выдающимся мастером которой был Кальдерон (не случайно современники употребляли выражение «ходы Кальдерона» для обозначения вводимых в действие пьесы тайных дверей, подземелий, ходов).