Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература

Французская литература 17 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Рационализм послужил предпосылкой для развития классицизма. Гассенди стал философским учителем Мольера. Лафонтена и многих других писателей.

В литературном движении Франции сосуществовало несколько художественных систем, которые находились во взаимодействии и постоянной борьбе. Официально признанным искусством стал классицизм. За литературной жизнью с неизменным вниманием следило правительство, которое стремилось подчинить ее определенным правилам. Большую роль в этом сыграла созданная по инициативе Ришелье Французская Академия (1634). В ее задачу входила выработка норм национального литературного языка, а также правил «хорошего вкуса» и поэтики. Писатели-классицисты уделяли внимание проблеме государственности, поскольку классицизм развивался на основе государственного и национального единства. Это проявилось в способе изображения человека в его взаимосвязях со средой. Во внутреннем мире человека они выделяли личное и общественное начала, причем не в гармонии, а в столкновении. Свою задачу классицисты видели в том, чтобы изображать подчинение стихийного человека разумной и справедливой государственной власти, на этом строились конфликты и развязки их произведений.

Творчество писателей-классицистов отличалось сознательностью и целеустремленностью. На описываемые события авторы смотрели с политической точки зрения. Они считали, что главная практическая задача литературы состоит в необходимости научить людей быть счастливыми, дать им нормы поведения в жизни. Писатели-классицисты были убеждены, что существуют, по крайней мере, две гарантии для счастья людей: общественная (подчинение государственным законам) и этическая (подчинение страстей разуму).

Философской базой классицизма стал рационализм, поэтому в литературе этого направления признавалось первенство мысли над чувством и воображением. Следуя учению рационалистов о двойственности человеческой природы, в которой есть высокое духовное начало — разум и низкое материальное — страсти, они определяли и основной конфликт произведения — борьбу разума и страстей. Разум диктовал и требования к литературному процессу, осуществляя свой контроль через правила, главными из которых считались: подчинение формы содержанию, требование мыслить ясно и логично.

Рационализм оказал свое влияние и на формирование эстетики классицизма. Признавая, что объектом изображения для художника является объективная реальность, прекрасным классицисты считали такое произведение, которое изображает истинное, правдивое, близкое к природе. Но под природой они понимали прежде всего природу человека, мыслящего существа, а истинными и правдивыми для них были лишь логические проявления природы, соответствующие законам разума. Следовательно, задача художника — находить и воспроизводить закономерности мира, для выявления которых классицисты пользовались методом обобщения и типизации явлений и характеров, исключая все случайное и единичное. Видя человека неизменным (это было обусловлено метафизическим взглядом на мир, характерным для XVII в.), классицисты создавали общечеловеческие типы. Однако в жертву абстрактному они приносили факты реальные. Обыденное не считалось разумным проявлением природы, значит, и достойным изображения. Классицисты, следуя принципу правдоподобия, исключали из сферы творчества низменное и неразумное. В поисках всеобщего они утрачивали связь с реальным, временным, историческим.

Разумное и типическое они понимали как вечное и неизменное для всех времен и народов. Идеал красоты также воспринимался как вечный и неизменный, его понимание не было связано с бытовой реальностью.

Отсюда исходило и отношение писателей-классицистов к античному наследию. Античную литературу они считали примером для подражания, поскольку в ней был воплощен абсолютный идеал прекрасного. Французские писатели, большие знатоки античности, черпали сюжеты из античной литературы, мифологии, истории, а правила — из античных поэтик, но при этом никогда не забывали р требованиях своей эпохи и соотносили античный материал с актуальными задачами современности. С их точки зрения, античное искусство максимально соответствует универсальному идеалу человеческой природы, ибо в нем были разработаны основные типы характеров людей.

Все жанры, в которых писали классицисты, отличались дидактичностью, стремлением поучать, поэтому особое предпочтение отдавалось афоризму, характеристике, проповеди, басне, сатире. Исходя из изображаемого объекта и стиля произведения, жанры разделялись на «высокие» и «низкие». К «высоким» относились трагедия, эпопея, ода, в которых изображалась сфера государственной жизни, а отсюда и персонажи — монарх и его окружение. Задачей «высоких» жанров было поразить, потрясти зрителя, поэтому писались они стилем высоким, патетическим. В «низких» жанрах (комедии, сатире, эпиграмме, басне) отражалась сфера частной жизни, ее быт и нравы. Героями «низких» жанров были обычные, заурядные люди, писались такие произведения языком обыденным, разговорным.