Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература

Французская литература 17 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Писатели-классицисты должны были следовать правилам трех единств: времени (действие в пьесе происходило в течение 24 часов), места (одна декорация), действия (отсутствие побочных сюжетов). Следование этим единствам помогало создавать иллюзию правдоподобия, приближало театральное действие к восприятию зрителя, держало его внимание в постоянном напряжении. Действие на сцене, по канонам классицизма, не допускалось, о нем рассказывали в монологах и диалогах. Это позволяло глубоко раскрыть внутренний мир человека. Правила классицизма способствовали созданию гармоничных произведений, отличающихся ясностью и красотой. На разных этапах принципы классицизма трактовались по-своему, авторы не всегда следовали конкретным правилам, хотя были едины в приятии основных положений классической доктрины.

Решающую роль в становлении классицизма сыграла реформа языка и стиха Франсуа Малерба (1555—1628), которая сформулировала основные правила стихосложения, а также определила основы классицистического стиля, требуя от писателя ясности, гармонии, меры и «хорошего вкуса». В XVII в. существовало множество эстетических трудов, обосновывавших классицизм как художественную систему. Но наиболее видным теоретиком классицизма стал Никола Буало (1636—1711), поэт, автор сатир, од, эпиграмм, посланий. Его стихотворный трактат «Поэтическое искусство» (1674) обобщил ведущие тенденции национальной литературы, зафиксировал уже установившиеся взгляды. Это живое, яркое полемическое произведение содержало законченно-системное выражение поэтики классицизма.

Буало говорил о высокой общественной функции литературы, о ее воспитательной роли, боролся за чистоту языка: «Учите мудрости в стихе живом и внятном, // Умея сочетать полезное с приятным. // Пустячных выдумок читатели бегут. // И пищи для ума от развлеченья ждут» (перевод Э. Липецкой).

Буало требует четких пропорций произведения, стройности и гармонии его отдельных частей. Свои конкретные правила он формирует, исходя из особенностей того или иного жанра, которые строго разграничивает на «высокие» и «низкие», не допуская смешения трагического и комического. Главное для Буало — обобщение, типизация, объективный подход к изображаемой действительности.

Говоря о трагедии, Буало подчеркивает, что она должна отличаться величием, сюжет ее обязан быть историческим и поучительным. Писатель-комедиограф должен «в наставницы избрать природу», но отражать ее разумные универсальные законы. Учиться этому следует у античных мастеров, умевших видеть природу и подражать ей, однако выбирать нужно лишь то, что актуально для Франции.

Параллельно с классицизмом во Франции развивается барокко, которое принято делить на «высокое» и «низовое». Барокко во Франции в связи с особенностями развития страны было нетипичным, периферийным явлением. «Высокое» барокко, названное прециозным (от франц. ргёcieux — драгоценный, изысканный, жеманный), стало значительным явлением в социальной и литературной жизни. Возникла прециозность в аристократических салонах, которые были законодателями вкуса и общественного мнения. Ее кастовая аристократическая эстетика выражала идеологию феодальной знати, которая желала сохранить свое привилегированное положение и отделить себя от враждебного двора и грубой черни.

Это определило особое отношение сторонников прециозности к языку: они стремились говорить иначе, чем народ, хотели, чтобы мысли их были понятны только избранным, поэтому пользовались необычными сочетаниями слов, образными выражениями, любили перифразы, метафоры. У прециозников было особое понимание существа поэзии и ее задач: литература существует лишь для немногих изысканных умов, это изощренная забава. Значительной индивидуальностью среди них был Венсан Вуатюр (1598—1648), который отличался незаурядным поэтическим даром.

Наиболее распространенным прозаическим жанром был прециозный роман, который переживал определенную эволюцию. Поначалу это был роман пасторальный: «Астрея» (1607-1625) Опоре д'Юрфе (1567—1625), затем — галантно-героический: «Артамен, или Великий Кир» (1647—1653) Мадлены де Скюдери (1607—1701). Это многотомные авантюрные романы с псевдоисторической, рыцарской и галантной тематикой, которым свойственны безудержный вымысел, невероятность приключений, возвышенные до неправдоподобия поступки и чувства.

Наряду с прециозной аристократической линией барокко во Франции развивается и его «низовая», демократическая ветвь. Это — вольнодумная поэзия, лучшим создателем которой стал Теофилъ де Вио (1590—1626). В различных жанрах — оды, сатиры, сонеты, стансы, элегии, эпиграммы — он прославлял земную жизнь и земную любовь, рисовал картины природы, описывал субъективные переживания. Т. де Вио отрицал всяческие авторитеты, стесняющие свободу мысли и слова, разоблачал религиозные культы, несправедливость и неразумие политики двора.