Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература, Пьер Корнель

Пьер Корнель
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Пьер Корнель (1606—1684) по праву считается отцом французской классической трагедии. Однако свою писательскую деятельность он начал как автор комедий («Мелита, или Подложные письма», 1629; «Вдова, или Наказанный предатель», 1631—1632; «Клитандр, или Освобожденная невинность», 1630—1631 и др.). Отказавшись от традиционных вненациональных сюжетов, Корнель обращается к миру частных интересов и воспроизводит бытовые отношения, характерные для французской жизни его времени. Как создатель комедий он был значительным автором, одним из предшественников Мольера, но не комедии прославили его имя.

Серьезно интересоваться жанром классической трагедии, эстетические основы которой уже были выработаны теоретиками классицизма, нормандец Корнель начал в Париже после написания трагедии «Медея» (1635). Его творчество как трагика принято делить на «две манеры». Период «первой манеры» (до середины 40-х гг.) — это время, когда Корнель находился под влиянием прогрессивной политической идеологии. Первым произведением этой манеры стала трагикомедия «Сид» (1637), при написании которой драматург нарушил почти все каноны классицизма: он обратился не к античной, а к средневековой тематике; трагедия благополучно кончалась; в ней не соблюдены правила трех единств; на сцене допущено действие; не вся трагедия написана александрийским стихом. Однако все единодушно сочли Корнеля основоположником классической трагедии.

Корнель обратился к истории испанской Реконкисты, изучал хроники, народный эпос, романсы, использовал пьесу Гильена де Кастро «Юность Сида» (1618). Центральным персонажем трагедии стал национальный герой Испании Родриго Диас. Действие происходит в XII в. в Кастилии при дворе короля дона Фернандо. Драматический конфликт заключается в борьбе чувства и долга. Молодые люди Химена и Родриго любят друг друга, но ссора их отцов, нанесенное дону Диего оскорбление вынуждают Родриго мстить. Понятие долга в «Сиде» переживает эволюцию. Поначалу Корнель рисует долг как феодальный, фамильный, который заключается в том, чтобы защищать поруганную честь, бывшую главным кодексом феодальной нравственности. Это является гарантией благородства и достоинства. Родриго оказывается в подлинно трагическом положении: «Я сам с собой в войну вступил: // Помериться любовь решила с долгом силой. // Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой. // Тот будит гнев во мне, та сдерживает пыл. // Что я ни изберу — разрыв навек с любимой // Иль срам неизгладимый» (перевод Ю. Корнеева). Родриго, терзаясь, уже готов отказаться от дуэли, но знает, что вызовет презрение Химены, если не отомстит. Не желая жить постыдно, не желая, чтобы Испания осудила его, Родриго на дуэли убивает отца Химены.

Следуя рационалистическому пониманию любви, Корнель утверждает, что любви достоин только нравственно совершенный человек. Утрата чести уносит и право на любовь. После смерти отца Химена оказывается перед столь же мучительной дилеммой. Следуя фамильному и дочернему долгу, а также подчиняясь законам чести, она требует казни Родриго, но сама же признается в любви к нему: «Я в твердости с тобой обязана сравниться. // Достоин стал меня ты, кровь мою пролив; // Достойна стану я тебя, тебе отмстив».

Классицисты доказывали, что выполнение долга является важным критерием в оценке человека, а также приносит ему нравственное удовлетворение. Корнель убедительно показывает, как, свято выполняя свой феодальный долг, Родриго и Химена становятся глубоко несчастными. Таким образом, зритель невольно ощущал, что выполняемый ими долг безнравственен. По ходу трагедии понимание долга изменяется. После нападения на Кастилию мавров, блестящей победы над ними Родриго становится национальным героем. Фамильному долгу Корнель противопоставляет долг перед родиной. Феодальная честь должна уступить место чести гражданской. Химену, которая настаивает на казни Родриго, пытаются убедить в несостоятельности ее требований: фамильными интересами необходимо жертвовать ради интересов общественных. И Химена принимает новую мораль, тем более что она вполне отвечает ее личным чувствам. Корнель убедительно доказал, что новая государственная мораль человечнее морали феодальной. Он показал появление нового государственного идеала в век абсолютизма. Недаром король Кастилии дон Фернандо изображается как самодержец. Он противник своевольной знати, заботится о благе подданных и государства, настаивает на обязательности своей воли. Таким образом, в трагедии «Сид» утверждалась идея прогрессивности абсолютной монархии.

Несмотря на небывалый успех у зрителей, «Сид» вызвал серьезную полемику в литературных кругах. По просьбе Ришелье Французская Академия должна была разрешить этот долгий и ожесточенный спор. В «Мнении Французской Академии о «Сиде» (1638) пьеса Корнеля была осуждена за несоответствие догмам классицизма.