Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература, Пьер Корнель

Пьер Корнель
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




На гордого драматурга эта критика произвела самое гнетущее впечатление. Он оставляет Париж и уезжает к себе на родину. Однако через четыре года из Руана Корнель привозит две новые трагедии, которые уже вполне соответствуют классическим канонам («Гораций», «Цинна»).

Как трагик Корнель предпочел трагедию историко-политическую, долг в которой понимался как долг политический. Заключался он в выполнении требований государственной необходимости, в подчинении ей личных страстей, которые необходимо обуздывать разумом. Политическая проблематика трагедий обусловливала и норму поведения, которой Корнель хотел научить зрителя: это идея героического сознания, патриотизма.

В трагедии «Гораций» (1640) драматург использовал фабулу, почерпнутую из истории Тита Ливия. Основа драматического конфликта заключается в единоборстве двух городов — Рима и Альбы-Лонги, которое должен разрешить поединок братьев Горациев и Куриациев, связанных дружескими и родственными отношениями. В этой пьесе долг понимается однозначно — это долг перед отчизной. Все герои готовы выполнить его, но относятся к нему по-разному. Одни из них трагически воспринимают создавшееся положение. Это Сабина, из рода Куриациев, жена молодого Горация: «Но рать альбанская с твоей сразится ратью, // В одной из них мой муж, в другой — родные братья» (перевод Н. Рыковой). Это Камилла из семьи Горациев, невеста молодого Куриация: «Обеих лагерей мне горько пораженье... // Одно лишь от меня жених получит милый: //Не злую ненависть, так слезы над могилой». Проклинает свое положение и Куриаций, он готов сражаться, но битва для него тяжелее казни, сердце его «дрожит от ужаса». Он считает варварским такое положение («Ведь я же человек»), ибо понимает: «Вы одолеете — позор моей отчизне, // Она прославится — ценою ваших жизней».

Другая группа героев без всяких колебаний и сомнений готова выполнить свой долг перед родиной. Старик Гораций, провожая сыновей на битву и благословляя их, говорит: «Та кровь, что в час нужды не отдана отчизне, // Позорное пятно на всей грядущей жизни». Молодой Гораций убежден: «Кого бы ни сразить за град святой и землю, // Я с радостью слепой такую честь приемлю». Считая свое положение доблестным, готовый всем пожертвовать ради славы Рима, он подчиняется требованиям государственной необходимости; в данном случае для него не существует ни семейных, ни дружеских привязанностей. Призывая на помощь разум, он способен подчинить свои желания и, страсти общественным задачам. Одержав полную победу над Куриациями, молодой Гораций возвращается в Рим победителем. Римляне славят его, но в доме Горациев возникает новый конфликт: Камилла, убитая горем, не может простить брату смерти своего жениха. Горацию непонятны и даже возмутительны слезы сестры, ее поведение. Он пытается убедить ее и прибегает вначале к доводам этическим: «Рассудку подчинись, желаньям ставь предел, // Чтоб за сестру свою я больше не краснел». Но Камилла не в состоянии подчинить страсти разуму, она считает брата «варваром», «кровожадным тигром». Тогда Гораций прибегает, с его точки зрения, к самым убедительным доводам — политическим. Он напоминает сестре, что она римлянка. Но Камилла, для которой личные чувства превыше всего, проклинает Рим, который разрушил ее счастье, и пророчит ему гибель. Государство для нее — враждебная сила.

Корнель не считал личное благо запретным, неразумным, но оно менее ценно, чем общественное. Поэтому Гораций в пьесе, считая сестру изменницей, убивает ее. Смерть Камиллы стала причиной нового конфликта — по римским законам убийцу должны казнить. Все пятое действие трагедии посвящено суду над Горацием. Убежденным защитником выступает его отец, который доказывает, что на убийство Горация толкнул праведный гнев — он убил изменницу. Причиной же убийства послужила глубокая любовь к родине. Гораций спас Рим и в будущем совершит ради родины еще много подвигов. Царь Тулл дарует Горацию жизнь, ибо его воинская и гражданская доблесть искупила преступления и даже поставила его выше законов. Трагедия «Гораций», таким образом, стала апофеозом гражданского героизма.

Трагедия «Цинна, или Милосердие Августа» (1642) рисует первые дни правления императора Октавиана-Августа, который узнает, что против него готовится заговор. Цель трагедии — показать, какую тактику выберет государь по отношению к заговорщикам. Драматург стремился убедить, что общее благо и интересы государства могут совпадать с благом отдельных лиц, если государством правит разумный и справедливый монарх. В пьесе уделяется большое внимание моральной характеристике героев, что помогает решать общественные проблемы. Для Корнеля и его современников заговор — это смута, беспорядок, кровь. Заговорщики в трагедии — Цинна, Максим, Эмилия — действуют, следуя двум мотивам. Первый из них — политический: они искренне выступают против тирании, они - сторонники политических свобод и хотят вернуть Риму республиканскую форму правления, не понимая того, что республика изжила себя и Рим нуждается в твердой власти.