Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература, Жан Расин

Жан Расин
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Одним из самых убедительных образов трагедии стала Гермиона, внутреннее состояние и поступки которой превосходно психологически мотивированы. Она, натура гордая и мятежная, отвергнута Пирром, но не может с этим смириться. И хочет убедить других и себя, что презирает его. Но Гермиона страстно любит Пирра, и драматург рисует ее не только гордой и независимой женщиной, но и человеком глубоко несчастным. Мстительная Гермиона решает воспользоваться рукой влюбленного в нее Ореста, чтобы покарать Пирра, убеждая его и себя, что сможет полюбить Ореста после акта мщения. Однако потеряв Пирра, она лишается смысла жизни и проклинает Ореста, который сходит с ума, не будучи в состоянии постигнуть происходящее. Смерть Гермионы неизбежна. Кроме того, властная и цельная, уверенная в себе натура всегда ответственна за совершаемые ею поступки. Таким образом, поддавшись воздействию страстей, Пирр, Гермиона, Орест в своем эгоизме оказались жестокими, способными на преступление людьми. Их не облагораживало понимание нравственного долга, они стали виновниками несчастия других и своего собственного.

Сюжет трагедии «Британии» (1669) Расин почерпнул из истории Тацита. Он изображает Рим времен правления императора Нерона. Нерон, сын императрицы Агриппины от первого брака, стал императором после смерти Клавдия в обход закона и в ущерб Британику, сыну Клавдия. В основе трагедии — первое преступление Нерона, убийство им своего сводного брата Британика, который был законным наследником престола и соперником в любви (Нерон полюбил невесту Британика Юнию). «Британик» — трагедия психологическая, поскольку источником внешнего действия становится страсть Нерона к Юнии, которая вызывает ревность и влечет за собой преступление.

Познав любовь, Нерон познает и бессилие разума в борьбе со страстью. Страсть его эгоистична и разрушительна: Нерон быстро переходит от великодушия к жестокости — любовь не возвысила его душу. Сам он предчувствует свою низость, свое падение и даже хочет отказаться от насилия, однако сделать это не в силах — страсть полностью затмила его разум и волю.

«Британик» — это также трагедия политическая. Уже в предисловии к ней автор говорит, что его задача состояла в том, чтобы показать историю превращения монарха, обещавшего стать отцом народа, в тирана, в чудовище. Нерон — император уже три года. Рим еще надеется на него, видит в нем второго Августа, но люди, близко его знавшие, уже не разделяют этих надежд. Прежде всего это Агриппина, которая помогла сыну прийти к власти с тайным намерением править вместо него или, по крайней мере, вместе с ним. Эта суровая и гордая женщина просчиталась, она теряет реальную власть, она оскорблена. Но Агриппина сожалеет не только о потере былого могущества, она мучительно предчувствует, что ее сын превратится в тирана.

Нерон изображен человеком апатичным, бесхарактерным. Благодарный за сделанное для него, он не сразу готов совершить преступление. Главное для Расина показать, что развратило его, сделало Нероном. Это — неограниченная власть, которая усугубляет природные инстинкты, уродует человека. Нерон («нрав его печален, дик и горд») утрачивает искренность, прямодушие, ранее ему свойственные; он уже способен на лицемерие, предательство, подлость, жестокость, готов «обнять врага, чтоб задушить его». Власть все более усиливает в его характере эти злодейские черты.

На протяжении трагедии за душу Нерона ведется борьба между двумя царедворцами. Бурр воплощает в себе идеал государственного мужа, он считает, что главное для императора — интересы страны, благо государства, ответственность за свои поступки. Он призывает Нерона к гражданским добродетелям. Император почитает своего наставника, но внимает «коварству наущений» другого царедворца — Нарцисса, человека льстивого и порочного. Нарцисс — воплощение вероломства, жестокости, подлости. Именно он внушает Нерону, что государственная власть служит лишь средством удовлетворения прихотей монарха. Положение императора, по Нарциссу, дает право на все, даже на приказание полюбить себя; император — хозяин сам себе; чтобы спокойно царствовать, надо уничтожить всех неугодных, мешающих; необходимо заставить себя бояться, сильна та рука, которая крепко держит. Нерон становится преступником не без помощи Нарцисса. Расин изображает и двор Нерона, полный интриг, коварства, подлости. Натуры честные, искренние, благородные не могут в нем ужиться. В трагедии «Британии» Расин с беспокойством ставит актуальный для своего времени вопрос: каким же быть монарху, в руках которого судьба страны?

Но Расина всегда интересовал внутренний мир человека, человеческое сердце, которое казалось ему загадочным и беспокойным. В нем кроется смятение, звучит голос совести. Одним: из первых драматург показал необычайную сложность и глубину души человека. В своих любовно-психологических трагедиях, обращаясь к светским зрителям, которые приходили в театр развлекаться, Расин учил их, как защитить себя от морального зла. В основе психологического анализа его героев лежит глубокий нравственный самоанализ.