Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература, Жан Расин

Жан Расин
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Совершенством жанра любовно-психологической трагедии стала «Федра» (1677). Расин использовал широко известный его современникам материал античного предания о любви царицы Федры, жены Тезея, к ее пасынку Ипполиту. Отвергнув любовь Федры, он становится жертвой клеветы: якобы он посягал на честь Федры. Используя при написании трагедии Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра», Расин внес новое в античный материал. Он изменил характер Ипполита: у древних Ипполит не знает любви, ибо подчиняется власти Артемиды и не признает властиАфродиты; у Расина холодность Ипполита к Федре объясняется вполне земными причинами — его любовью к принцессе Арикии. Что касается Федры, то у древних это была чувственная женщина, у Расина же — страдающий человек.

Задачей Расина было показать разрушительное действие слепой страсти, которая овладевает сознанием, влечет к позору, преступлению, гибели, нравственной деградации человека. С самога начала Федра понимала, что любовь ее преступна. Но в бессмысленной борьбе со своей страстью героиня заболевает нравственно и физически. Поначалу она молилась богам, просила избавить ее от кошмара, потом, притворясь злой мачехой, добивается ссылки Ипполита. Однако, несмотря на разлуку, любовь не прошла. Федра решается признаться Ипполиту в своей любви, не зная о его любви к Арикии; тот удивлен и испуган. Федра, мучаясь от сознания, что совершила преступление, испытывает панический страх; чтобы спасти свою честь, она позволяет оклеветать Ипполита. Тезей проклинает сына и призывает на его голову кару богов. Федра начинает испытывать новые муки — муки совести, новую боль души, но страдает она уже за другого.

Она решается во всем признаться Тезею, хочет оправдать ни в чем не повинного Ипполита, но узнает страшную новость о любви Ипполита к Арикии. Для нее начались еще неизведанные страдания — муки ревности, которые делают ее злобной, мстительной. Боги вняли просьбе Тезея, Ипполит погибает. После смерти любимого Федра, с ужасом осознав все содеянное, принимает яд. Расин убедительно изобразил испытания, которые выпали на долю женщины, поддавшейся страстям. За «Федру» Расина травили, обвиняли в безнравственности. Он решил оставить театр.

Однако в конце жизни Расин начинает разрабатывать новую тему — тему религиозной терпимости монарха по отношению к подданным, которая была актуальной после отмены Нантского эдикта. Трагедия «Гофолия» (1691) — религиозно-политическая. В древней Иудее жестокая царица Гофолия узурпировала иудейский престол; она преследует иудейское единобожие ради религии Ваала. Центральным местом трагедии стало народное восстание, в результате которого злодейка царица свергнута и умертвлена. Расин связывает политическую борьбу с религиозной, поназывая отношения монарха, церкви и народа. Он рисует борющиеся общественные силы, говорит о праве народа на восстание против деспотической власти и утверждает, что деспотизм — это результат вырождения монархии. «Гофолия» предвещала политическую трагедию века Просвещения, Расин сделал много открытий в области человеческой психики. Его трагедии отличались простотой и правдоподобием и стали достоянием не только XVII столетия, но и по прошествии трехсот лет продолжают волновать и учить зрителя и читателя. Они неоднократно ставились на советской сцене. В 1983 году постановка «Федры» осуществлена на белорусском телевидении режиссером В. Р. Карпиловым.