Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература - Мольер

Мольер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Казино рекомендует - рулетка бесплатно. Смотрите стратегии рулетка точнее на сайте.

Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен, 1622— 4673) — создатель национальной французской комедии, по отзывам современников, был и гениальным комическим актером, режиссером-новатором, использовавшим реалистические принципы для постановки спектаклей. В своем творчестве он обращался к предшествующим традициям литературной комедии Корнеля, Скаррона и других драматургов; фарса, искусства народного и многовекового, из которого черпал темы, образы, комические ситуации; итальянской комедии «масок», комедии «дель арте», учившей способу организации спектакля, созданию взятых с натуры характеров; испанской комедии интриги, в которой Мольера привлекала занимательность сюжета, его логическая мотивировка, психологическое обоснование поведения персонажей; античной комедии, особенно Плавта и Теренция.

Сын обойщика-декоратора при дворе, Мольер получил превосходное образование: овладел древними языками, изучил античную литературу, историю, особый интерес проявлял к философии и естественным наукам. Он воспринял из учения Гассенди доверие к благости и законности естественных инстинктов человека, убеждение в необходимости свободного развития человеческой личности. Перед ним открывались широкие возможности в выборе профессии: ремесленник, латинист, философ, юрист, но он выбирает позорную по тем временам профессию профессионального актера.

Вместе с труппой актеров-любителей Мольер создает и возглавляет так называемый «Блистательный театр» (1643), который просуществовал менее двух лет. У театра не было своего репертуара, ставились, главным образом, трагедии, хотя Мольер и его товарищи по труппе были прирожденными комиками. Театр распался, а труппа Мольера стала бродячей (1645—1658). Эти годы оказались очень плодотворными.

Мольер понял природу своего дарования и товарищей: они актеры комические; а поскольку комедий явно недоставало, он начал писать их сам. Странствования по провинции стали для Мольера подлинной школой жизни. Они дали ему возможность наблюдать нравы всех слоев населения Франции, изучать различные характеры.

В 1658 г. Мольер со своей труппой возвращается в Париж. Его спектакли начинают пользоваться огромным успехом, ему покровительствует король, но сразу же появляются и опасные противники из числа тех, кого Мольер осмеивал в своих комедиях, а также завистливые писатели и актеры конкурирующих трупп Парижа, которые на протяжении всей жизни травили его. Но все, кто ходил на спектакли в театр Мольера, видели, что он — писатель общественный. Его пьесы разрешают глубокие социальные и нравственные конфликты.

Сатирой на ложную светскую культуру является комедия «Смешные жеманницы» (1659). Дочь и племянница парижского буржуа Горжибюса Като и Мадлон усвоили из романов прециозную манеру поведения и язык, став смешными нелепыми жертвами обмана. Задачей Мольера было осмеять нормы прециозной литературы и способы деликатного обхождения в повседневном быту потому, что они отличались не непосредственностью и простотой, а вычурностью. Прециозность, явление некогда замкнутое, кастово-аристократическое, теперь стремится к господству и заражает своими идеалами почти все слои общества. Мольер осмеивает не конкретный литературный салон, не противопоставляет истинных прециозников их подражателям, а выступает против прециозности как мировоззрения. Он показывает, что это ложная философия и в основе ее лежит ложный взгляд на мир.

Кроме того, в пьесе ставится серьезная проблема отношений в буржуазной семье. Бессмысленное, скучное, серое существование толкает девушек к чтению прециозных романов с их приключениями и возвышенными чувствами. Мольер говорит и о праве на свободную любовь, об условиях счастливого брака и семейного благополучия. Эта тема получит в следующих комедиях писателя дальнейшее развитие. Пьеса, еще во многом напоминающая типичный фарс, оставила глубокий след в литературе и общественной жизни, нанесла непоправимый удар влиятельному движению прециозности.

В «Школе жен» (1662) главный герой Арнольф, богатый буржуа, купивший себе дворянское поместье, уверенный в себе и своей правоте, решает жениться. Боясь оказаться рогоносцем, он вынашивает хитроумный план. Арнольф берет на воспитание девочку-сиротку Агнессу и держит ее в чрезвычайной строгости. В свои 16 лет Агнесса отличается наивностью и глупостью. Эти черты и должны в дальнейшем, считает Арнольф, стать гарантией будущего семейного счастья. Однако неожиданная встреча с юным Орасом приводит к полному перерождению Агнессы. Защищая себя и свою любовь, она набирается жизненного опыта.

Характер Арнольфа, раскрытый Мольером с позиций социальных и нравственных, сложен и многогранен. Он не только смешной ревнивец и домашний деспот, но человек добрый, наблюдательный, наделенный умом критического склада, с подозрительностью относящийся к современным развращенным нравам. Однако эгоизм — основная черта натуры этого неглупого человека: в его отношении к Агнессе нет ни любви, ни понимания, он думает только о своем спокойствии.