Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература - Мольер

Мольер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Не меньшую роль, чем свойства натуры, в изображении Арнольфа играет и его социальное положение. Богатство дает, как он считает, право на то, чтобы все ему подчинялись: «Довольно я богат, чтобы моя жена // Мне одному была подчинена» (перевод В. Гиппиуса). Отсюда и его домостроевский взгляд на брак. Он окончательно запугал Агнессу, возмутил ее своими десятью заповедями супружества, которые требовали полного подчинения жены мужу. Кроме того, он лицемерно прибегает к страху перед богом, угрожает Агнессе суровым наказанием после смерти.

Мольер наказывает Арнольфа: столь наблюдательный, когда речь идет о других людях, в своем собственном деле он оказался плохим психологом. Вполне достойный любви, он не стремится к тому, чтобы Агнесса его полюбила, а рассчитывает только на суровость и запугивание. Но постепенно у Арнольфа появляется настоящее чувство, которое усиливается из-за отчаяния. Гордый, властный, он переходит к мольбам, признаниям, обещаниям счастья, но навсегда теряет Агнессу. Характер комического персонажа Мольер делает драматическим. Муки Арнольфа — нравственное возмездие за неправедные поступки. Пьеса стала художественным воплощением философии Гассенди: природа непременно восторжествует над всяким насилием, природные инстинкты погасить невозможно, человеческая личность должна развиваться свободно.

Эта комедия нравов и характеров отличалась глубоким общественным содержанием, ибо выступала против отживших, уродующих условий существования. Она готовила «Тартюфа». В «Школе жен» Мольером соблюдены все требования поэтики классицизма. Ее задачей было поучать, морально воспитывать зрителя. Комедия имела успех у широкой публики, но в то же время вызвала много ненависти и недоброжелательства по отношению к автору. Мольер пишет пьесы, которые защищают комедию и выражают его воззрения на этот жанр.

В пьесе «Критика „Школы жен"» (1663) в салоне одной жеманницы завсегдатаи делятся впечатлениями о комедии Мольера. Персонажи делятся на два лагеря — ее защитников и противников. Противниками пьесы выступают прециозница, глупый маркиз, недалекий педант. Их претензии к Мольеру: нарушение правил нравственности, оскорбление женщины, вульгарность слога. Защитники пьесы - люди разумные, здравомыслящие. Они доказывают мелочность, несостоятельность, поверхностность суждений врагов комедии. Но поскольку споры не утихли, Мольер пишет «Версальский экспромт» (1663). Эта пьеса имеет историческое значение. Это — сцена на сцене, содержание пьесы — репетиция спектакля в труппе Мольера, ее герои — сам Мольер и его актеры. По «Версальскому экспромту» можно судить об отношениях в труппе Мольера, о его реалистических приемах постановки спектакля.

Оба эти сочинения имеют большое значение и потому, что в них Мольер теоретически обосновывает жанр комедии. Он убежден, что комедия — жанр, по своей значимости не низший, а равноценный трагедии и даже выше, чем трагедия, поскольку приносит больше пользы, помогает людям избавляться от недостатков и пороков. Она — зеркало общества, изображает правду жизни. Выражается это в создании типических характеров и отражении закономерностей действительности. В характере комического героя должны быть элементы трагизма. Верным критерием значимости спектакля являются, по Мольеру, одобрительные суждения «народного здравого смысла».

Мольер писал комедии двух типов; они различались по содержанию и интриге, характеру комизма, художественной структуре. Первый тип — это комедии бытовые, с сюжетом, напоминающим фарсовый, как правило, одноактные или трехактные, написанные прозой, основанные на комизме положений («Смешные жеманницы», 1659; «Сганарель, или Мнимый рогоносец», 1660; «Брак поневоле», 1664; «Лекарь поневоле», 1666; «Проделки Скапена», 1671); второй — «высокие комедии», посвященные важным общественным задачам, в пяти актах, написанные стихами, с полным соблюдением правил трех единств, комизм которых — это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», 1664—1669; «Мизантроп», 1666; «Ученые женщины», 1671 и др.). Свои лучшие комедии, где подвергнуты критике все сословия, Мольер создает в середине 60-х гг.

«Тартюф, или Обманщик» (1664, 1667, 1669) написан для грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который проходил в Версале в мае 1664 г. Однако пьеса расстроила праздник, а против Мольера возник заговор, возглавляемый королевой-матерью Анной Австрийской. Драматургу было предъявлено опасное по тем временам обвинение в оскорблении религии и церкви. Началась подлинная травля. Однако Мольер не сдавался. Он перерабатывал свою комедию (до нас дошел текст последней, третьей редакции 1669 г.), всячески пропагандировал ее (комедию читали в частных домах, исполняли на закрытых спектаклях в особняках знати, она распространялась в рукописи). Драматург защищал свое творение, написав два прошения королю, где говорил о роли и назначении писателя-сатирика, и создав предисловие о значении пьесы и роли комедии как жанра.