Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература - Мольер

Мольер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Нападки на пьесу были вызваны вполне конкретными причинами. Мольера уже давно привлекала тема притворства и лицемерия. Эти пороки укоренились всюду — в политике, идеологии, отношениях между людьми. Из множества разновидностей лицемерия для «Тартюфа» Мольер выбрал самое распространенное — лицемерие религиозное. В основу комедии легли деяния «Общества святых даров», которое возглавляла Анна Австрийская. Это была широко разветвленная по всей Франции религиозная организация, члены которой представляли все сословия. Главной ее задачей являлась борьба против безбожия и вольнодумства. Занимаясь выслеживаниями и доносами, «Общество» выполняло функции тайной полиции. Мольер видел опасность и вред, который приносили члены этой «душеспасительной» организации, вкрадчивым умением подчиняющие себе души людей.

Современники Мольера сразу узнали в Тартюфе члена «Общества святых даров». Он пользуется характерными для «Общества» приемами: надевает маску святости, выдает себя за дворянина, впавшего в нищету, и таким образом оказывается в доме набожного Оргона, который пожалел ищущего пропитания на церковной паперти. У Тартюфа тайные связи с судом и полицией, ему покровительствуют влиятельные придворные, они даже представляют его королю для доноса на Оргона. Вдовый Оргон, женившись на юной Эльмире, позволил ей управлять домом; там стали царить веселые нравы, зазвучали вольнодумные речи, стали ездить гости, среди них — Клеант, брат Эльмиры, вольнодумец. Кроме того, Оргон дружен с Аргасом, участником парламентской Фронды, политическим эмигрантом, бумаги которого хранятся у Оргона в шкатулке. Именно за такими семьями и следили члены «Общества святых даров».

Тартюф не является воплощением общечеловеческого порока лицемерия, это обобщенный социальный тип, который действует в конкретной обстановке. Лицемерны также старуха Пернель, мать Оргона, крикливая ханжа, ненавидящая молодое поколение, слуга Тартюфа Лоран, точно копирующий своего хозяина, судебный пристав Луайель, нарушающий закон с божьего благословения, и соседи Оргона — Дафна и ее муж, не безупречные в нравственном отношении, но постоянно осуждающие других.

Репутацию Тартюфу создает его христианское смирение. «Он в церкви каждый день молился близ меня, // В порыве набожном колени преклоня. // Он привлекал к себе всеобщее вниманье»,— признается Оргон (перевод М. Донского). При этом Тартюф является настоящим гурманом и сибаритом.

Обладая приятной внешностью, манерами обходительными и вкрадчивыми, он на самом деле активен и энергичен, холодно расчетлив, мстителен, желает властвовать. Чтобы добиться этого, Тартюф постоянно совершает сделки с совестью, с небом. Как глубокий психолог, он умеет понять чужую душу, играть на страхе. Пользуясь божьим словом, рассуждая по-иезуитски, он вынуждает Оргона отдать ему на хранение шкатулку с бумагами Аргаса. Осознавая свою полную неуязвимость, он поддается скрытым страстям. Оргон хочет женить Тартюфа на своей дочери Мариане. Тартюф дает на это согласие, хотя не любит девушку, его привлекает лишь ее богатое приданое. Тартюф влюблен в жену Оргона Эльмиру и пытается ее соблазнить. После первого разоблачения он сумел ловко выкрутиться, каясь в якобы несовершенном грехе, бичуя себя, надев маску покорности и смирения. Но после второго разоблачения он переходит к угрозам, начинает мстить и доносит на Оргона.

Внимательный зритель задавал себе вопрос: почему Оргон позволил себя так одурачить? Мольер объясняет это так: Оргон решает завести в доме своего святого, рассчитывая, что тот будет оберегать от напастей. Однако не он заполучил Тартюфа, а сам стал игрушкой в его руках. Недаром Тартюф, говоря об Оргоне, цинично заявляет:

«Скорей поверит мне, чем собственным глазам». Дело в том, что Оргон воспитан в подчинении авторитетам, это стало причиной косности его сознания, не позволяющей ему критически оценивать события и людей. В противоположность Оргону Мольер рисует молодое поколение, не зависящее от догм. Молодые люди сразу увидели лицемерие и подлость Тартюфа, ибо у них иной, критический взгляд на мир. Их объединяет, сплачивает служанка Дорина. Она предана интересам семьи, в которой давно служит, все домочадцы ее уважают и любят. Именно она, благодаря народному здравому смыслу, мудрости и проницательности находит самые верные пути в борьбе с коварным лицемером, который хочет погубить целое семейство.

Автор «Тартюфа» увидел, что при абсолютистских порядках лицемерие превратилось в общественное бедствие; укоренившись повсюду, оно — следствие страха, духовного рабства, угодничества. Он изобразил общество, где творятся беззаконие и насилие, совершаются злодейства, где нет общественной безопасности. В финале пьесы король поступает справедливо, что в XVII в. вполне согласовывалось с верой в разумность королевской власти. Но важнее другое — Мольер показал, что положение в стране угрожающее.