Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература - Мольер

Мольер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




«Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это — сатира на общество XVII в, Мольер показал несправедливость социального строя, нравственный упадок членов такого общества и мятеж сильной благородной личности против общественного зла, а также противопоставил две философии, два мировоззрениям

Главный герой Альцест, наблюдая жизнь, доходит до полного отчаяния. Он говорит своему другу Филинту: «Лишь посмотри кругом, как род людской живет, // Везде предательство, измены, плутни, лживость, // Повсюду гнусная царит несправедливость» (перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник). Видя полное отсутствие искренности, низкую лесть, корысть, Альцест отвергает искусство удобно жить с помощью лжи, лести, денег. Он верит в возможность улучшения жизни людей и хочет воплотить эту веру в действие; как порядочный человек, видя зло, он испытывает чувство протеста против этого зла. Комизм в этой трагической по своей сути пьесе связан с характером самого героя, который наделен Мольером многими человеческими слабостями. Альцест вспыльчив, лишен чувства меры и такта, он читает нравоучения ничтожным людям, идеализирует недостойную женщину Селимену, любит ее, все ей прощает, страдает, но надеется, что сможет возродить утраченные ею хорошие качества. Он заблуждается, ибо Селимена испорчена, развращена, злоязыка, она своя в той среде, которую отвергает Альцест.

Филинт — полная противоположность Альцесту и по характеру, и по моральным воззрениям, и по образу мыслей. Терпимый к людским слабостям, он — сторонник вежливости любой ценой. Философским источником взглядов Филинта становится его глубокое убеждение в том, что природа человека исконно несовершенна: «К людской природе вы имейте снисхождение; // Не будем так строги мы к слабостям людским, // Им прегрешения иные извиним! // И добродетельным быть надо осторожно...» Его позиция — принимать людей такими, каковы они суть, прощать им и, ничего с них не требуя, приспосабливаться к ним.

Филинт умен, он прекрасно понимает, что в мире много зла, корысти, зависти. Он сознает, что хорошо было бы изменить жизнь, направить ее по иному руслу: «Я вижу множество, как вы, вещей и дел, // Которых видеть бы иными я хотел». Но он считает, что в одиночку ничего не сделаешь, что пороки неразлучны с людьми. Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя личностями. Холодный и рассудительный, Филинт словно воплощает в себе две личности: он — свой в светском обществе, и он же — друг Альцеста, которого любит и высоко ценит, которому всячески помогает и старается выручать. Но сдержанный, никого не оскорбляющий Филинт— это воплощение компромисса: благодаря людям, которые видят пороки и принимают их, и существует общественное зло.

Главная же потребность Альцеста — это потребность протеста. Он «громит общественные язвы», в их разоблачении и кроется социальное содержание комедии. Мольер выносит приговор аристократии, показывая, насколько она никчемна, презренна, ибо пользуется своими привилегиями во вред другим сословиям, пресмыкается перед королем. Осуждает автор и государственные учреждения, прежде всего несправедливый суд и судей, берущих взятки. Говорит Мольер и о том, что придворных должностей добиваются не достоинствами и добродетелями, а лестью, интригами, искательством: «Не все, к кому наш двор относится прекрасно, // Свершают подвиги. Здесь нужен случай, ясно». В стране царят политическая нетерпимость, сыск, доносы, а это — первые симптомы неблагополучия государства. По происхождению и связям Альцест — придворный, по для общества он подозрителен и опасен. От него хотят избавиться и избавляются, написав заведомо ложный донос, будто он — автор опасной книги: поистине «тот, кто дум своих припрятать не сумеет, // Остаться при дворе надежды не имеет». Альцест, чтобы избежать опалы, а то и, Бастилии, вынужден покинуть Париж. Он уезжает, испытывая явное тяготение к простому народу, безгласному и бесправному. Он верит, что в деревне живут люди, не утратившие честности, свободные ото лжи.

В образе Альцеста воплощен нравственный и гражданский идеал Мольера. Ему свойственны требовательность, стремление к делу, гражданские добродетели. И хотя драматург никого из своих героев не назвал мизантропом (ученые и поныне спорят, кто же в комедии человеконенавистник), но очевидно, что именно Альцест стал выразителем философских и гражданских убеждений своего создателя.

В творчестве Мольера большое значение имеет и антибуржуазная сатира. В комедии «Скупой» (1668) высмеивается жажда обогащения, которая убивает все человеческие чувства. Отец семейства Гарпагон одержим страстью накопительства и любит только деньги, ради которых готов на все. Патологическая скупость стала причиной полного самодурства. Мольер делает Гарпагона типичным буржуа своего времени, изображает социальные причины его скупости. Образ Гарпагона, убедительный и жизненный, вызывает у зрителя чувство жалости и отвращения.

Неоднократно внимание Мольера привлекало и стремление французской буржуазии к «одворяниванию». Несмотря на то, что дворянство переживало экономический и моральный упадок, оно сохраняло привилегированное положение и прежний авторитет. Правительство поощряло тягу буржуазии к дворянству, поскольку покупка земель или должностей, необходимых для дворянского титула, пополняла всегда пустую государственную казну. Мольер поставил себе задачу показать взаимоотношения двух классов, власть дворян над умами, освободить буржуа от этой власти. Он изображал буржуа трех типов: косных, консервативных, патриархальных; тех, кто подражает дворянам, и губительное действие на их психику этого подражания; людей нового склада, полезных обществу, обладающих чувством собственного достоинства.