Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература - Мольер

Мольер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого желание стать дворянином — прекрасная мечта. Поддавшись ей, он пи о чем не может рассуждать здраво, поэтому Журдена дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтования. Журден хочет усвоить манеры дворян, чтобы внешне походить на них. .Комическое заключается в сопоставлении неисправимой грубости ничему не учившегося человека, его наивного невежества, вульгарности языка и манер и его претензий на дворянское изящество. Такая ситуация вызывает у зрителя смех, но не презрение. Однако при всей страсти «одворяниться» Журден сохраняет свою живую натуру и остается самим собой: давая деньги в долг, он всегда знает им счет; если его рассердить, он ругается и дерется, забывая все великосветские правила; изучая науки, он выбирает самую практическую; веселую народную песенку он предпочитает заунывной песне пастушков; он прославляет науку за то, что существуют гласные и согласные, приходит в восторг от того, что говорит прозой.

Журдену противостоит его семейство. Госпожа Журден — истинная мещанка, вполне довольная своим положением. Обладая здравым смыслом, она не питает никакого пиетета к дворянам; у нее одна цель — выбить из головы мужа блажь, ибо в доме полно паразитов и деньги, нажитые трудом, тратятся зря. К молодому поколению относятся дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт. Люсиль получила светское образование, мещанин Клеонт благороден, как и Люсиль, не по происхождению, а по образу жизни и характеру: честен, правдив, способен искренне любить.

Рисует Мольер и тех, кому так хочет подражать Журден. Это — титулованный дворянин граф Дорант, у которого высокое происхождение, безупречные, изысканные манеры, но он настоящий мошенник, циник и авантюрист. Он обворовывает доверчивого Журдена и ради денег готов на любой подлый поступок, даже на сводничество. При всем своем изяществе и прелести маркиза Доримена вместе с Дорантом обманывает Журдена. Постепенно автор подводит зрителя к важному выводу: туповатый, грубый и смешной Журден — человек честный, незлой и добродушный, презирать его не за что, над ним можно только смеяться. В нравственном отношении аристократы гораздо ниже доверчивого и простодушного Журдена.

Последним произведением Мольера стала комедия «Мнимый больной» (1673), в которой обреченный на смерть Мольер играл главную роль (он скончался после четвертого представления пьесы в ночь на 17 февраля). В комедии осмеиваются врачи, их шарлатанство и полное невежество, а также медицина, основанная не на опытном изучении природы, а на устаревших схоластических авторитетах. Объектом осмеяния становится и жертва врачей Арган, эгоист и самодур, который думает только о себе.

Только вмешательство короля предотвратило надругательство над телом Мольера, который умер без церковного покаяния и не отрекся от своей «позорной» профессии. Хотя похороны проходили глубоким вечером и не сопривождались необходимыми церемониями, за гробом драматурга вместе с родными, друзьями и коллегами шли вереницы простого люда.

Мольер совершил настоящий социально-художественный подвиг. Он сделал подлинные открытия в области комедии. Используя метод обобщения, драматург через индивидуальный образ выражал сущность порока в обществе, изображал типические черты общественных сословий своего времени и нравы. Но это всегда был социальный протест, ибо Мольер открыто критиковал современный жизненный уклад, а не общечеловеческие слабости и пороки.

Мольер — писатель-философ, художник с определенной системой воззрений. Он следовал учению Декарта, когда создавал типические характеры, и философии Гассенди, под воздействием которой формировались его этические взгляды, его авторский метод. Непосредственные наблюдения над жизнью Мольер предпочитал абстракциям разума. Он считал, что нравственным поведение человека будет тогда, когда личность развивается естественно и свободно. А свобода личности, утверждал писатель, проявг ляется не в разнузданном поведении, а в разумном самоограничении.

Буало, высоко ценивший творчество Мольера, порицал его за то, что он «слишком народен». На протяжении всей своей деятельности Мольер сохранил пристрастие к народному фарсу; многие его персонажи (слуги) воплощают черты характера французского народа. Они обладают здравым смыслом, видят моральное уродство и находят самые действенные способы борьбы с ним. Драматург в своих комедиях часто использовал фольклор, поговорки, пословицы, песни.

Сценическая история пьес Мольера в Белоруссии начинается еще в первой половине XVIII столетия, когда в Несвижском театре Радзивиллов были поставлены «Смешные жеманницы», «Жорж Данден», «Сганарель», «Лекарь поневоле». Мольеровские комедии ставятся в XIX в. на сцене Виленского театра. Событием театральной жизни Белоруссии, отразившим поиски новых художественных средств и решений, стала постановка в 1924 г. в БГТ им. Я. Куп алы комедии «Мещанин во дворянстве». Затем купаловцами были поставлены «Смешные жеманницы», «Жорж Данден», «Брак поневоле». Комедия «Скупой» во время войны была включена в репертуар фронтовой бригады театра. В 1967 г. театр им. Я. Купалы возобновил спектакль «Мещанин во дворянстве». Бессмертный «Тартюф» шел в Белоруссии на сцене Русского театра (1932) и ТРАМа (1934).