Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Французская литература, Блез Паскаль, Франсуа де Ларошфуко, Жан Лабрюйер

Прозаики классицизма
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Значительную роль в художественном наследии классицизма играют прозаические сочинения, особенно второй половины XVII в. Появление моралистической литературы было связано с интересом к проблемам нравственным. Как правило, произведения в прозе выражали политические, религиозно-философские, этические воззрения автора. Проза классицизма — это повествования несюжетные, открыто назидательные. Следование рационалистическим принципам способствовало типизации явлений и характеров, логическому обобщению наблюдений над реальностью, достижению точности языка, гармоничности частей, ясности стиля.

Большое значение в XVII в. имела эпистолярная литература. Обмен письмами был жизненно необходим, они заменяли газеты, журналы. Частные письма становились всеобщим достоянием, читались публично. Письма имеют ценность историческую (это правдивый документ эпохи) и эстетическую (они отличались подлинными художественными достоинствами). Лучшим образцом эпистолярной прозы справедливо считаются письма Мари де Рабютен-Шанталъ, маркизы Де Севинъе (1626—1696), написавшей несколько тысяч писем своей дочери, с которой была разлучена (впервые часть ее писем была издана в 1697 г.). Эти письма содержат огромный материал о французской жизни второй половины XVII в.

Блез Паскаль известный — математик и физик, философ, писатель-моралист, интересовавшийся учением янсенистов и их политикой, принял участие в борьбе с орденом иезуитов. Он пишет цикл язвительных памфлетов «Письма провинциалу» (1656), в которых ярко проявляется его талант художника, сатирика, полемиста. Паскаль убедительно разоблачает богословские тезисы иезуитов, научно анализируя и выявляя их противоречия, а также их мораль, стремление господствовать над умами, полную беспринципность в достижении этой цели. «Мысли» Паскаля — сочинение незаконченное, впервые опубликованное в 1852 г.,— это плод его размышлений над сущностью христианства, прославление христианской религии в понимании, свойственном янсенистам.

Паскаль протестует против рациональной трактовки религии, философского вольнодумства, утверждая, что существование бога не подвластно прямому доказательству. Он материалистически трактует мир и человека, в существовании которого жизнедеятельный рычаг страстей должен управляться разумом. Человек при всем ничтожестве (причиной его является первородный грех) велик тем, что способен воспринимать бога, осознавать суть вещей. Вселенная может поглотить человека, но он способен объяснить законы мира, свою слабость, а это — свидетельство величия. Сочинение Паскаля безупречно в художественном отношении: глубина мысли, одухотворенность, близкий к отчаянию трагизм выражаются с помощью строго логичного синтаксиса, убедительной и яркой лексики. Чтение «Мыслей» волнует читателя до сих пор.

Франсуа де Ларошфуко (1613—1680), герцог, наследник прославленного старинного феодального рода, принимал активное участие в заговорах знати и восстаниях Фронды, борясь за свои феодальные привилегии. После опалы по возвращении в Париж в конце 50-х гг. он стал знаменитым писателем, философом-моралистом, последователем учения Гассенди. Его прославленный труд «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665) родился из бесед в литературных салонах столицы, которые Ларошфуко усердно посещал. Первоначально свои взгляды на природу человека он выразил в «Мемуарах» (1662), где подробно описал события Фронды. Автор осуждает абсолютизм и считает, что преследование знати и уничтожение ее феодальных прав принесет несчастье всей Франции; причины неудачи Фронды он видит в разобщенности фрондеров, в эгоизме, который помешал им выполнить великую миссию.

Путем обобщения своих наблюдений Ларошфуко приходит, видя в историческом явлении всеобщий закон, к мысли об эгоистической сущности человеческой природы, основополагающей в его «Максимах». Автор стремится постигнуть суть натуры человека, для чего использует метод новой науки, следуя учениям Гассенди и Декарта. Полностью отказавшись от религиозной трактовки физической и нравственной сущности человека, он видит в нем часть многообразной природы, закономерностям которой подчиняется человек. Поскольку в мире царят причинно-следственные связи, человек зависит от своего телесного начала и внешней среды, которая воздействует на его сознание и поступки. Ларошфуко, вслед за Гассенди, доказывает, что душевная жизнь людей зависит от их физиологии: «Миром правят судьба и телесное начало» (435); «Сила или слабость ума обусловливаются дурным или хорошим расположением органов тела» (44). Он считал, что разум — это не врожденная, не данная богом интуиция. Работа мозга зависит от телесного состояния, от воздействия внешней среды, от приобретенного опыта. Ощущения, восприятия, представления человека связаны с его чувствительностью: «Наши радости и несчастья зависят не от случившегося, а от нашей чувствительности» (528). В основе нравственности лежит инстинкт самосохранения. Себялюбие — это врожденный и первичный двигатель человеческих поступков — так считали и Гассенди и Ларошфуко. Для автора «Максим» «себялюбие — это любовь к себе и ко всему, что тебе полезно; оно проявляется повсюду и во всем» (563). Себялюбие как естественный инстинкт, как мощный механизм, от которого зависят поступки человека, лежит в основе его моральных побуждений.