Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 17 века - Немецкая литература, Гриммельскаузен

Гриммельскаузен
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




С помощью такого приема ярче и отчетливее высвечиваются реалии крестьянской жизни, и с самого начала торжественно (хотя и в иронической форме) вступает главная тема романа — тема народа, возвеличения крестьянина, его труда. Ведь, в самом деле, чем он не князь, не рыцарь, он — ратоборствующий с землей, всех кормящий, он — на котором мир держится! И буквально через несколько страниц звучит настоящий гимн мужику-кормильцу: «Презрен от всех мужичий род, // Однако ж кормит весь народ. // ...И даже царь, что богом дан, // Прожить не может без крестьян». Поет его, подыгрывая себе на «волынке пузатой», главный герой романа — пастушонок Симплиций. Если в «Филандере» Мошероша герой лишь скрепляет разрозненные «видения», то у Гриммельсгаузена он является подлинным средоточием романа. Писателя волнует его судьба, в которой, как в фокусе, отражается судьба всего народа. Роман приобретает «центростремительный» характер: все происходящее видится глазами героя, преломляется через его сознание.

По замыслу Гриммельсгаузена, его герой — воплощение душевной чистоты и наивности. Его имя образовано от латинского «simplex» — «простак». Таким образом, имя героя — Симплиций Симплициссимус — означает «наипростейший простак», «величайший простак». В начале романа герой ничего не знает о мире, ничего не видел, кроме «дворца» своего «батьки». Но жестокая, неумолимая реальность — война — властно вторгается в этот мирок, и начинаются невероятные, трагические и смешные приключения героя (внешнее действие) и его внутренние метаморфозы, борьба за свою человеческую суть, его воспитание (действие внутреннее).

Картина разорения отрядом ландскнехтов затерянного в лесу селения, пыток крестьян — одно из самых правдивых и жестоких в своей реалистичности описаний ужасов и бедствий войны. Воздействие ее многократно усиливается тем, что увидена она глазами человека, не понимающего, что происходит: так создается образ вывернутого наизнанку, абсурдного, нелепого мира. Оставшийся без крова маленький Симплиций встречает в лесу отшельника, который учит его грамоте и воспитывает в духе аскетизма. После смерти любимого учителя он живет один, но война вынуждает его идти в мир.

В крепости Ганау юноша наблюдает разгульную жизнь при дворе губернатора в то время, когда сотни людей пухнут с голоду. Он с горечью констатирует: «Где надлежало быть великой любви и верности, там обрел я наибольшую измену и жесточайшую ненависть, раздор, гнев, вражду и несогласие». Видя полное падение нравов, Симплиций искренне стремится направить людей на путь истинный, но встречает лишь насмешки и издевательства. Губернатор делает его шутом, обряжая в одежду из телячьей шкуры с большими ушами. Герой постепенно расстается со своей наивностью. Подыгрывая настоящим дуракам, он обнаруживает невероятное упорство в стремлении сохранить свой разум, свое «я» там, где впору сойти с ума. Пользуясь дурацкой личиной, он начинает «смеясь говорить правду», ведет дерзкие застольные беседы (дискурсы), достойные самых образованных и остроумных людей своего века.

Превратности жизни не оставляют Симплиция. Он то богатеет, то вновь нищенствует, становится героем галантных приключений в Париже, попадает в Московию, сталкивается с пиратами... Писатель проводит своего героя через все мыслимые и немыслимые испытания, заставляет все изведать и узнать. Идея вечной изменчивости, постоянного непостоянства пронизывает всю образную структуру романа. Но Гриммельсгаузен наполняет эту типично барочную идею социальным смыслов Глубоко символична встреча Симплиция с Бальдандерсом (дословно — «Наперемену-скор») —мифическим существом, олицетворяющим непостоянство. Бальдандерс заявляет, что он открывается лишь тем, кто много выстрадал, подобно Симплицию, и что его время приходит в период великих шатаний и потрясений. Таким образом, судьба самого Симплйциссимуса становится олицетворением народной судьбы в эпоху смуты и разгула реакции.

Размышляя о народной судьбе, писатель не мог не думать о будущем Германии. Он создает в романе свою утопию — о том времени, когда пробудившийся ото сна Немецкий богатырь установит в стране справедливость. Не будет богатых и бедных, барщины и крепостных. Исчезнут религиозные распри, на земле утвердится всеобщий мир. Но эта утопия, воплощающая вековую народную мечту, приобретает у Гриммельсгаузена горький, иронический подтекст, ибо вложена она в уста смешного и жалкого, изъеденного блохами безумца, вообразившего себя всемогущим Юпитером. Вероятно, писатель понимал, что в его время можно лишь мечтать о всеобщем счастье, а любые речи о мирной, процветающей Германии казались речами безумца. В конце романа Симплиций вновь становится отшельником.