Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века

Литература 18 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Просветительский классицизм, характерный для ранних этапов Просвещения, унаследовал от «высокого» классицизма предшествующего века его существенные черты, раскрыл те потенциальные возможности, которые кроются в классицистическом искусстве: изменилась сущность трагического конфликта, социально-философская проблематика, появилась публицистичность, усилилась внешняя динамика действия. Особым своеобразием отличались поздний «веймарский классицизм» в Германии и революционный классицизм эпохи Французской революции.

Просветительский реализм — метод Зрелого Просвещения. Он был связан и с ренессансным реализмом, и с реализмом «низового» барокко, но став новым этапом в развитии реалистического искусства отличался своими особенностями: социальная критика в просветительском реализме носила универсальный всеобъемлющий характер; общественные и бытовые пороки современности оценивались с позиций здравого смысла, требований разума и чувств, которые свойственны «естественной природе» человека. Писатели отрицали те нормы в жизни общества и человека, которые не соответствуют «естественной природе», и одновременно утверждали «естественные» установления. Это единство отрицания и утверждения являлось характерной чертой просветительского реализма. Отражая жизненные явления и характеры, они стремились увидеть в них существенные черты и создавать типические характеры и обстоятельства. Просветителям-реалистам была свойственна вера в возможность совершенствования человеческого рода, открытая тенденциозность, демократичность в выборе героев и обстоятельств их жизни. Наиболее полно этот метод раскрылся в жанре романа.

Последний этап Просвещения (вторая половина XVIII в.) связан с появлением нового общеевропейского идеологического течения — сентиментализма. Ему, как и движению Просвещения в целом, была свойственна антифеодальная тенденция: неприятие всех предрассудков феодализма в общественной жизни, особое внимание к личности (это проявилось в отрицании сословных перегородок, в стремлении к равенству и свободе человека).

Но сентиментализму присущи и свои особые черты по сравнению с Ранним и Зрелым Просвещением: неверие в буржуазный прогресс и просветительский рационализм.

Движение сентиментализма было демократическим, оно выражало мировоззрение плебейских слоев третьего сословия. Сентименталисты увидели гибельное влияние на человека не только феодальных порядков, но и промышленного развития, отрицательно относились к буржуазному прогрессу, потому что он нес имущественное неравенство, нищету простому люду. Они осуждали буржуазные отношения с моральной точки зрения, стремление к обогащению считали следствием человеческой испорченности. Разум сентименталисты расценивали как категорию эгоистическую, люди пользуются им для достижения своей личной выгоды. Эгоистическому действию рассудка они противопоставляли чувство, которое должно обуздывать своекорыстие,— врожденный сверх-рациональный элемент. Убежденные в том, что способностью чувствовать наделены от природы все люди, сентименталисты утверждали равенство всех в чувстве. Они были уверены, что цивилизация извращает человека, прививает ему привычку к роскоши, делает его рабом собственных прихотей, поэтому призывали вернуться к природе, т. е. простоте, умеренности, добродетельной жизни. Философским истоком сентиментализма стала теория познания сенсуализма. Вместе со сторонниками этого учения сентименталисты признавали ощущения первой, основной ступенью познания мира, однако разумного осмысления жизненных явлений они также не отрицали: разумно поступает тот, кто следует интуиции сердца, только таким путем и постигается истина. Это предопределило особенности их художественного метода. Особый интерес они испытывали к внутренней психологической реакции субъекта на действительность. Их стремление к психологизму проявилось в описании не столько внешних, чувственно воспринимаемых явлений, сколько в описании внутреннего мира их героев. От писателя требовалось, чтобы он вкладывал все свои чувства, всю душу в создаваемое сочинение.

Все три художественные системы нашли своеобразное воплощение в различных литературах стран Западной Европы.