Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Английская литература, Джонатан Свифт

Джонатан Свифт
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Джонатан Свифт (1667—1745) — крупнейший сатирик в истории мировой литературы. Он отличался от других писателей английского Просвещения тем, что не только отрицал феодализм со всеми его пережитками, но и, прозорливо оценивая новые буржуазные отношения, считал их враждебными человеку по самой своей природе.

Творческое наследие Свифта составляют трактаты и роман. Первый его трактат «Битва книг» (1697) разрешал проблемы эстетики и был откликом на «спор древних и новых», разгоревшийся во Франции. Рисуя библиотеку и сражение древних и новых книг (первые выступают в организованном, боевом порядке во главе с прославленными вождями, а вторые хоть и сильны, но недисциплинированны), писатель сопоставляет мнения поклонников античной и новой литературы. Он переводит полемику из области пустой критики в область широких противопоставлений. Свифт — решительный противник канонизации античного искусства, он — за его творческое использование, он — против кабинетной, оторванной от жизни литературы, он — за литературу, несущую знания, широту мысли, радость.

Трактат «Сказка бочки» (1704) — это просветительский документ, подлинная исповедь гуманиста, первая строчка которой гласит: «Написана для общего совершенствования человеческого рода». Этот цикл очерков является сатирой на английское общество. В нем затронуты проблемы религии, политики, науки, философии, искусства, говорится о конкретных событиях и лицах эпохи. Но это и сюжетное произведение с антицерковным содержанием. Используя аллегорию, автор говорит об отце (христианство), который оставил трем своим сыновьям в наследство три одинаковых кафтана (Священное писание) с обязательством не менять их, следуя моде.

Три его сына — это воплощение трех форм религии: Петр — католицизм, Мартин — англиканство, Джек — пуританство. Описывая их существование в виде пародийного жития, Свифт показывает борьбу за власть, в которой благодаря хитрости, цинизму, надувательству преуспевает Петр, а также их тягу к богатству, распутство и лживость. Особенно остро высмеяны пуританское лицемерие и хищничество. Писатель говорит об опасности религиозного фанатизма и продажности, характерной для тогдашней Англии. Осмеивая обряды этих форм религии, Свифт терпимее относится к англиканской церкви, но не потому, что ее доводы более разумны, а потому, что они менее абсурдны.

Большую роль играют политические памфлеты Свифта, которые он написал в годы войны за Испанское наследство (1702—1713). В них автор выступает за прекращение бессмысленной бойни, за реформы по улучшению жизни в Англии, за благоденствие всей нации. Но особое место следует отвести памфлетам, созданным в Ирландии, где писатель жил с 1713 г. до самой смерти. Он становится вождем национально-освободительного движения в этой первой английской колонии, потерявшей политическую независимость, подвергавшейся религиозным гонениям. В памфлетах Свифт решает проблему политическую. Он показывает, что для лорда-наместника Ирландии занимаемая должность — это только средство обогащения за счет подчиненной страны; кроме того, наместник воплощает черты, характерные для английского парламентаризма в целом, т. е. продажность и беспринципность. Автор доказывает, что причина разорения и обнищания Ирландии заключена в уничтожении национальной промышленности, развитию которой англичане препятствовали, боясь конкуренции.

Свифт призывал нарушать английские постановления, развивать национальную торговлю. Особое значение имеют «Письма суконщика» (1722—1724), написанные от лица дублинского торговца. Они адресованы всему ирландскому народу, написаны ясным и доступным языком, убедительно аргументированы. В них утверждалось право Ирландии на самоуправление, на независимость. Это был призыв к восстанию против английского владычества. Свифт пользовался искренней любовью и уважением благодарных ирландцев.

Философский роман «Путешествия Гулливера» (1726) состоит из четырех частей: путешествие к лилипутам, к великанам, на остров Лапута и в страну лошадей. В нем осмеиваются не только определенные лица и определенная эпоха, но и человеческое общежитие, человеческие учреждения вообще. Свифт отрицает пережитки феодализма, не верит в буржуазный прогресс, не принимает существующие в Англии порядки. Резкая сатира на английское правительство явно ощутима уже в первой части романа — в «Путешествии в Лилипутию». Учеными подробно исследованы намеки и аллегории в романе: Лилипутия — это Англия, высококаблучники и низкокаблучники — партии вигов и тори, тупоконечники и остроконечники — католики и протестанты, Блефуску — это Франция, а война между Лилипутией и Блефуску — война за Испанское наследство. Говоря о политическом режиме Лилипутии-Англии, Свифт показывает, что это государство деспотии, продажности, зла, которое прикрывается пресловутым милосердием и ложью.