Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Английская литература - Генри Филдинг

Генри Филдинг
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




доставка горячих обедов

Генри Филдинг (1707—1754) был одним из самых значительных писателей века Просвещения, подлинным демократом и гуманистом, основоположником реалистического романа. Писательскую деятельность он начал с драматургии и публицистики (Филдинг - драматург создал 27 произведений для театра). Драматургическая деятельность писателя была прекращена введением правительственного закона о театральной цензуре от 1737 г. Пьесы Филдинга отличались воинствующим демократизмом и прогрессивной политической настроенностью. Они подрывали общественные устои, содержали нападки на правительство, законы, религию, священнослужителей и министров. Театр Филдинга был поставлен на службу общественному прогрессу.

Однако широкую писательскую известность принесли Филдингу именно романы. Благодаря этому писателю роман стал законченным и полноценным жанром. В его произведениях фабула имеет единую композиционную линию, каждый персонаж разработан логически и все они взаимосвязаны. Теоретические воззрения на этот жанр автор выражал в предисловиях к своим сочинениям, во вступительных главах, в отступлениях. Роман он именовал «комическим эпосом в прозе», потому что в нем широко и многогранно изображалась действительность. Сложные судьбы его персонажей отражали разнообразие жизни. Романы Филдинга — уже не плутовские, они — не о приключениях, а о человеке; характеры и обстоятельства развиваются в логической последовательности. Писатель создает новый характер: он не смешивает в одном лице добрые и злые черты, а показывает, почему один и тот же человек может быть и хорошим и злым. Филдинг в романах воплощал комизм характера, а не комизм положений; его юмор связан с просветительской мудростью и имеет важное значение— это главное средство борьбы с лицемерием и ложью.

Филдинг пристально следил за развитием английского романа и принимал далеко не все, что создавалось в английской литературе. В частности, он много полемизировал со своим современником Сэмюэлем Ричардсоном (1698—1761). В XVIII ст. Ричардсон был самым популярным писателем, другие многому учились у него; но потом за ним утвердилась слава романиста многословного и скучного, и постепенно его незаслуженно забыли. Но именно Ричардсон был создателем семейного романа. Первое его произведение — «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) — посвящено несокрушимой добродетели девушки-служанки. Покоренный ее моральной стойкостью и незлобивостью, аристократ мистер Б. женится на Памеле. Стойкость героини вознаграждена: в романе торжествует здравый смысл и трезвая мещанская мораль. Писатель защищает свободу чувства вне зависимости от социального положения влюбленных. «Кларисса Гарлоу, или История молодой девушки» (1748) посвящена трагической судьбе девушки из богатой буржуазной семьи, поводом к несчастью которой послужили причины внешние, социальные (неожиданное наследство, ненависть родни) и внутренние (ее любовь к красавцу аристократу Ловласу). Психологизм романа заключается в противопоставлении, противоборстве двух мировоззрений: Ловласа и Клариссы. Ловлас оказался самым удавшимся образом. В романе подробно повествуется о жизни большого города, о жизни семейной, рисуются английские правы. В «Сэре Чарльзе Грандиссоне» (1753) Ричардсон стремился изобразить идеал порядочного человека, джентльмена. На деле же Грандиссон олицетворял мелкобуржуазные пуританские добродетели, чинные и благонамеренные.

Ричардсон предпочитал роман эпистолярный, который давал возможность вести повествование правдиво и достоверно, глубоко проникать во внутренний мир человека. Особый интерес он испытывал к человеческой природе. Глубокий психолог, Ричардсон изучал специфику человеческих переживаний, добродетелей и пороков.

Ему было свойственно рациональное пуританское морализирование.

Филдинг не принимал благочестивого морализирования Ричардсона, а в его героях видел не живых людей, а ходячее воплощение добродетели и порока. Поэтому свой второй роман «История приключений Джозефа Эндруса и его друга мистера Абраама Адамса» (1742) он пишет как пародию на только что вышедшую и нашумевшую «Памелу». Герой романа Джозеф — это воображаемый брат Памелы, который тоже Находится в услужении и подвергается таким же посягательствам на свою добродетель. Но роман Филдинга перерос рамки пародии и стал глубоко новаторским сочинением: в нем изображена стихия частной жизни, многочисленные и разнообразные характеры. Главным в романе стало изучение человека и основ его морали. Стремясь определить сущность человеческой натуры, Филдинг приходит к выводу, что основным природным инстинктом человека является естественная доброта. Но большой знаток жизни, Филдинг увидел отличие «естественной» морали от морали, принятой в современном ему обществе. Он захотел освободить личность от внешнего авторитета, от принятых условностей. Писатель заявляет, что моральная ценность человека не зависит от его социального происхождения или богатства, она связана с естественной добротой — морален тот, кто сумел сохранить эту дарованную природой доброту. В романе противопоставляются добрые порывы простых, искренних людей и лицемерие и черствость буржуа и дворян, К числу первых относится пастор Адаме, полунищий деревенский священник, человек нелепый и смешной, совсем не приспособленный к жизни. Но он воплощение честности, искренности, верности своим идеалам.