Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Английская литература - Генри Филдинг

Генри Филдинг
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Пастор Адамс — это английский Дон Кихот (Филдинг очень любил Сервантеса и неоднократно обращался к его творчеству). Пастор Адаме — один из первых чудаков в английской литературе. Его чудачества не просто частное отклонение от человеческой нормы, они — условие, залог его человечности. Создание автором такого образа свидетельствовало о его утрате веры в просветительские иллюзии.

Шедевром Филдинга, воплотившим новаторские принципы, стал роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749). Вводные теоретико-эстетические главы стали подлинным манифестом писателя. Задача художника — черпать материал из великой книги природы. Правдивое подражание ей является единственным источником эстетического наслаждения. Но Филдинг — противник простого копирования явлений жизни. Он считал, что роман должен художественно обобщать авторские наблюдения, выступал против примитивного бытописания, за воссоздание типичных характеров и обстоятельств. Писатель говорил о воспитательно-публицистическом значении литературы, которая с помощью смеха может бороться не только с человеческими пороками и лицемерием, но и с социальными злоупотреблениями. В романе о Томе Джонсе главной проблемой вновь стала проблема человеческой природы, стремление определить ее моральные основы. В учении о морали Филдинг следовал философии Шефтсбери, видя в нравственности самостоятельное врожденное чувство, не зависящее от социального строя и условий жизни. Этот врожденный нравственный инстинкт призван преодолевать эгоистический рассудок: Филдинг, как и его современники, понял, что на практике разум постепенно превращался в трезвую буржуазную пользу. Сомнение в святости буржуазного разума свидетельствовало о критике идей Просвещения изнутри. Филдинг уверен, что человеческая природа сама по себе неплоха, но неправильное воспитание, дурные привычки и обычаи развращают ее и направляют к пороку.

Повествование в романе строится на противопоставлении двух типов людей, двух братьев — Тома Джонса и Блайфийа. Том подкидыш (только в конце выясняется, «то он - джентльмен по рождению, правда, незаконнорожденный), т. е. человек без социальных связей, без прошлого, которое отягощало бы его традицией; Том — «естественный человек». Тем самым Филдинг доказывает, что мораль и добродетели не аависят от социального происхождения, они врожденны. Младенцем Том Джонс был подкинут в семейство мистера Олверти, вдового помещика, мирового судьи, который воспитывал его, как родного сына. Поначалу единодушным мнением всей семьи было то, что этот парень рожден для виселицы: то он украдет фрукты из чужого сада, то мячик из кармана молодого Блайфила, родного племянника Олверти, то убьет утку на чужом фермерском дворе. Но вскоре все увидели, что Том — веселый малый, отзывчивый на доброту, честная душа. Добрый и справедливый, он помогает обездоленным (сторожу Черному Джорджу, «разбойнику», от крайней нужды напавшему на него с незаряженным пистолетом, и т. д.). Том любезен с дамами, он искренне и бескорыстно любит Софью, дочь соседа Олверти, помещика Вестерна. Он абсолютно не знает алчности и всегда отдаст тому, кто беднее его, последние деньги. Он не поддается развращающему влиянию света — добрая натура уберегает его от соблазна и пороков. Он сострадателен и безобиден — просит милости для разоблаченного Блайфила, его заклятого врага. При этом Том — живая личность, ему свойственны черты, характерные для людей с горячим нравом: он вспыльчив и отходчив, незлобив и незлопамятен, но взбалмошен, опрометчив, неосторожен — он сама искренность. Правил он очень нестрогих и часто становится жертвой чувственных искушений. Том, несправедливо обиженный, оклеветанный, изгнанный из дома, защищает величие и доброту человека в споре с горным отшельником, которого он спас от разбойников из человеколюбия. Исповедуясь Тому, отшельник признается, что поначалу он был доверчивым и благодарным, но, прожив тяжелую жизнь, возненавидел людей за их пороки — зависть, злобу, предательство.