Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Английская литература - Генри Филдинг

Генри Филдинг
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Том Джонс, несправедливо пострадав от людей, возражает ему: нельзя доверять случайным наблюдениям и судить о людях по их плохим представителям, человек может совершить зло и не будучи дурным по природе, нужно верить людям. Победа Тома в конце романа (выясняется его происхождение, он женится на своей возлюбленной Софье, получает большое состояние) — это не победа абстрактной добродетели над абстрактным пороком; это победа обладателя доброго, искреннего сердца над буржуазным благоразумием.

Антиподом Тому служит Блайфил, его единоутробный брат, прирожденный джентльмен, законный наследник. Он получил с Томом одинаковое воспитание, живет с ним в одном доме, но он во всем отличен от него. Поначалу все осыпали Блайфила похвалами, ибо характера мальчик был замечательного: рассудительный, скромный и набожный не по летам. Но скоро убедились, что на самом деле он подлый доносчик, мерзавец и трус. Филдинг вносит новый критерий оценки людей, судить о которых надо не по внешним проявлениям, а по глубоко запрятанным мотивам их поступков. Раскрывая внутренние пружины поведения своих героев, Филдинг показывает, что одной из черт Блайфила было лицемерие. Это проявлялось всюду, например в его отношении к учителям. Он относился к ним со скромной почтительностью, сумев втереться в доверие к обоим. Блайфил подл, он предатель, способен на клевету (по его навету сторожа увольняют, а Тома изгоняют из дома). Он — воплощение эгоизма, думает только о себе. Женихом Софьи Блайфил становится потому, что его привлекает ее богатое приданое. Одной из главных его черт было корыстолюбие, он ненавидел Тома и потому, что Олверти обещал ему часть наследства. Блайфил — подлинный злодей: он раньше всех узнал, что Том — ему брат, но скрыл это, а в Лондоне едва не довел Тома до виселицы.

Низость его натуры могла сравниться только с его злобностью; после разоблачения он проливает слезы, но это — не свидетельство раскаяния. Не зная чувства собственного достоинства, он молит о прощении. Недаром даже у добросердечного Тома он вызывает презрение. Блайфил воплощает буржуазное благоразумие. С виду он обладает чуть ли не всеми достоинствами: рассудителен, предусмотрителен, сдержан, осторожен, трезв, скромен, целомудрен, но именно он становится подлинным злодеем. Он произносит пышные фразы о добродетели, совершая неблаговидные действия, причина которых кроется в его эгоизме, расчетливости, лицемерии. Он не знает ни одного бескорыстного чувства.

Филдинг показывает ограниченность буржуазного благоразумия, над которым торжествует природное добросердечие.

«Приключения Тома Джонса» можно по справедливости назвать энциклопедией английской жизни. Даже выбор эпиграфа к роману продолжает дискуссию Филдинга с Ричардсоном (у Филдинга эпиграф из Горация: «Видел нравы многих людей»; у Ричардсона к «Клариссе» —из Ювенала: «Чтобы познать нравы, достаточно одного дома»). Филдинг изображает английскую действительность широко и многогранно, в провинции и столице. Он рисует и жизнь всех слоев населения: поместного и столичного дворянства, мелких буржуа, хозяев постоялых дворов, нищего обездоленного народа, бродяг, у которых нет крыши над головой. Его интересует не узкий мир душевных переживаний, а отношения героев с внешним миром. Это помогает ему создавать многообразие их характеров. Филдинг показывает, что порядки в Англии очень далеки от справедливых «естественных» законов, но критика его скорее моральная, чем социальная. Он снимает с общества ответственность за злоключения своего героя и перекладывает эту ответственность на отдельные личности. Филдинг хочет выявить то общее, что сближает людей, а не разъединяет их.