Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Английская литература - Лоуренс Стерн

Лоуренс Стерн
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




«Конек» — это господствующая страсть в душе человека, которая помогает сопротивляться здравому смыслу. Человек может проявить свою индивидуальность лишь тогда, когда он уходит от материальных зависимостей; только в этом случае и выявляется его индивидуальное, своеобразное. Герои Стерна имеют свой «конек», они — чудаки. Именно поэтому они люди живые, искренние, не следуют прагматическим правилам, а напротив — они уклоняются от принятых норм.

Нормальный же, «правильный» человек — лицемерен, корыстен, эгоистичен, он добивается своего благополучия во вред другим. Стерн увидел трагизм человеческой души, вынужденной защищаться от прозы жизни чудачествами. Он показал, что жизнь человека — это проявление естественного эгоизма. Если у детей и у чувствительных взрослых этот эгоизм простодушен, незол, невинен, то у заурядного взрослого — он агрессивен и опасен.

«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) написано также как пародия на просветительский роман, в котором изображались странствования героя, хотя герой Стерна тоже путешествует. В романе почти отсутствуют внешние описания, нет ни пейзажей благодатной Франции, ни изображения ее нравов, а в самом начале писатель классифицирует путешественников (праздные, пытливые, лгущие, гордые, желчные и т. д.). Стерн же выбирает путешественника чувствительного, сентиментального — его роман становится дневником воображения и чувства; в нем показано, как факты внешнего мира воздействуют на чувствительное сердце, как они этим сердцем воспринимаются. Исходным пунктом в восприятии мира становится субъективное сознание. Отсюда и особый интерес к психологическому процессу.

Стерн описывает, как наблюдаемое переживается его героем. Большая роль уделяется внешнему импульсу — жизненному факту, который порождает эмоцию в чувствительном сердце. Реальные факты в романе представлены в виде коротеньких фабульных эпизодов, которые показывают человека в сфере его чувствительности.

Итак, роман Стерна — это роман о переживаниях чувствительного странника. Однако задачей автора было не только утвердить спасительную силу чувства, но и высмеять его, потому что он видел различие между обычным человеком и его прекраснодушными теориями. Главный двигатель человеческих поступков у Стерна — эгоизм. Пастор Иорик — откровенный эгоист, вся его чувствительность носит явно эгоистический характер (например, поездка в Версаль к герцогу де Шуазелю, когда он готов пресмыкаться и льстить). Самому себе Иорик честно признается в своем состоянии, ничего от себя не скрывая: «Мне было бы неприятно, если бы недруг заглянул ко мне в душу, когда я собираюсь просить покровительства. Сколько низких планов, сколько гнусного обращения сложило по дороге мое раболепное сердце! Я заслуживал Бастилию за каждый из них» (перевод А. Франковского). Стерн показывает, что даже в самые чувствительные минуты, когда человек возбужден и взволнован, его душевное состояние «отлично подходит для заключения сделки».

Изучая человека, Стерн придерживался правила: «нечего восставать против человеческих слабостей», ибо натура человека — это гнездо страстей, которые прикрыты покровом приличий и разумности. Стерн же показывает изнанку каждого чувства. При этом он сопоставляет естественные движения человека, его чувства и желания с требованиями социальной жизни и видит, что в человеке всегда возобладает личное. Причина этого кроется не в дисгармонии человека и общества, а в слабости самого человека — в его природном эгоизме. Недаром пастор Иорик признается: «Я очень хочу быть хорошим, да не выходит». \ Истинный сентиментализм, по Стерну,— это не оболы :дение других и не самообольщение, а честность и откровенность перед самим собой. Это доступно лишь тому, кто понимает свое субъективное состояние. Стерн умеет воплощать игру чувств и ассоциаций ума, он изображает индивидуальные свойства характера. Он понял, что конфликт между чувством и разумом, желанием и долгом неразрешим Просвещением.