Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература

Французская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Важным вопросом в мировоззрении просветителей было их отношение к богу и церкви. Они считали, что религия — это средоточие предрассудков, губящих человечество, и противопоставляли ей завоевания разума. Первоначально в отношении к богу просветители были деистами. Во второй половине века во Франции уже господствует атеизм, связанный с материалистическим объяснением мира.

Следует, однако, отметить, что просветители не видели подлинных социально-экономических корней религии, хоть и объясняли ее происхождение и суть земными причинами — обманом, заблуждениями и невежеством. Но как бы они ни относились к богу — признавая его или отвергая — все они были непримиримыми врагами католической церкви, видя в ней политический институт, который вместе с государственной системой подавляет человека.

Философской основой идеологии просветителей во Франции являлся французский материализм XVIII в (Мелье, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), сыгравший огромную роль в истории философии. Он был тесно связан с развитием наук (особенно естественных), накоплением фактического материала во всех областях научного познания мира. Французские просветители внесли новое в учение о материи. Они признавали материю единственной субстанцией во Вселенной, время, движение, пространство воспринимались как атрибуты материи, а чувствительность как ее свойство. В теории познания они были сенсуалистами, а познаваемость мира объясняли тем, что сознание и бытие едины как атрибуты материи. Однако французский материализм исторически ограничен: ему свойственны механистичность (все процессы природы, вплоть до психических, они объясняли механическими причинами); метафизичность (они не могли еще видеть изменения явлений в природе, а только собирали и классифицировали материал); созерцательность (природа была для них объектом изучения, а не предметом человеческой практики).

Литература эпохи Просвещения являлась неотъемлемой частью просветительского движения. Художественные формы ее во Франции отличались большим разнообразием. На протяжении всего столетия развивался просветительский классицизм, который в области эстетики во многом опирался на классицизм XVII ст. В традиционных классицистических жанрах — оде, трагедии, эпической поэме появилась новая актуальная политическая и философская проблематика, что привело к некоторому изменению этих жанров. В литературе рококо, представленной малыми повествовательными и поэтическими сочинениями и комедней, сочетались развлекательность и сатиричность.

Просветительский реализм, получивший теоретическое обоснование в трудах Дидро, наиболее полно выразился в жанре романа. Во второй половине XVIII в. окончательно оформился сентиментализм. Литература периода Просвещения во Франции носила боевой, воинствующий характер. В ней преобладали публицистические, пропагандистские, сатирические тенденции. Эта направленность и обусловила основные жанры, характерные для нее: политический философский трактат, философский роман, гражданская трагедия.

Французское Просвещение можно разделить на три периода. Первый (1715—1750) период отличался умеренной оппозиционностью: в политике господствовали монархические воззрения, в философии — деистические. Это было время собирания просветительских сил, формирования жанров в литературе. К первому периоду относится творчество Монтескье, Вольтера. Второй (1751—1789) период связан с деятельностью Дидро и энциклопедистов. Вера в буржуазный прогресс вызвала к жизни более радикальный материализм и атеизм, в политических течениях — республиканские взгляды. Это — годы непосредственной подготовки революции. Третий период хронологически совпадает со вторым (1751—1789). Его выделение связано с расслоением в рядах просветителей (что вызывалось социальной дифференциацией внутри третьего сословия) и образованием плебейско-демократического крыла, возглавляемого Руссо. Сторонники этого движения увидели оборотную сторону буржуазного прогресса, бедственное положение народных масс и отразили их идеологию в своих сочинениях, написанных в духе сентиментализма.