Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература - Французский роман первой половины ХVIII века

Французский роман
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Французский роман первой половины XVIII в. был важной частью идейного движения и литературного процесса эпохи Просвещения. Используя традицию «великого века», он тем не менее претерпел изменения в новых общественных условиях. Иными стали не только его содержание и форма, но появились и новые разновидности: роман нравов (отражал социальные и моральные закономерности жизни), роман реально-психологический (в нем обсуждались существенные проблемы человеческого бытия), философский роман-трактат. Авторы в предисловиях настаивали на том, что их назидательные и правдивые романы в высшей степени полезны читателю, ибо дают ему уроки жизни. Стремясь к достоверности, писатели использовали биографическую форму, обращались к повествованию от первого лица, предпочитая романы-мемуары или романы в письмах, в которых наиболее полно отразились черты реалистического письма, называемого «просветительским реализмом». Романисты обращали внимание на факты, в которых отражалась всеобщность явления, а рисуя человеческие характеры, они выделяли те черты, которые делали их героя представителем общественного сословия, отражали закономерности реальной действительности.

Основоположник романа нравов — Ален Рене Лесаж (1668—1747), который перешел к оригинальному творчеству от переводов испанских романов. Лесаж точно уловил приметы переходной поры: интерес к жизни рядовых людей, восприятие быта как существенной части человеческого бытия, распад общества на отдельные враждебные и своекорыстные «атомы» — индивиды, власть денег и ее пагубные последствия. Разоблачал он и государственный аппарат Франции, воплотивший продажность и несправедливость, стремился показать неразумие существующих порядков и поучениями исправлять нравы. Лесаж рисует и нового героя — смелого, умного разночинца и пути его утверждения в обществе. Его романы близки по типу испанскому плутовскому роману.

«Хромой бес» (1707) возник под влиянием одноименного романа Гевары (1641). Лесаж использовал канву произведения Гевары. Под видом испанской действительности он рисует французскую жизнь и типы людей, характерные для его родины. Моральные пороки, испорченность людей являются следствием испорченности общества, в котором деньги начинают заменять все. Порок стяжательства свойствен всем сословиям, и последствия его губительны.

Роман «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» (1715—1735) стал подлинной энциклопедией французской жизни первой половины XVIII в. Писатель показывает взаимодействие отдельной личности и общества: его герой — не наблюдатель, а активный участник жизни. Первая книга романа — это поражение Жиль Бласа, сына конюха и дуэньи, человека честного, неглупого, но доверчивого и совершенно не знающего жизни. Вторая книга повествует о том, что, знакомясь с частными нравами, используя уроки опытных мошенников, Жиль Блас начинает быстро приспосабливаться к среде: он понимает, что главное — деньги, и начинает приобретать их любыми способами. Познав на горьком опыте, что всякая правда губительна, он идет вперед с помощью изворотливости и лукавства. В третьей и четвертой книгах жизненный опыт героя значительно расширяется: это Мадрид, королевский двор. Под воздействием внешней среды Жиль Блас полностью избавляется от иллюзий. Роман Лесажа отличается политико-сатирической направленностью. Он осмеивает правительственные круги Франции периода Регентства и первых лет правления Людовика XV. Роман не отличается особым мастерством композиции, он состоит из цепи новелл о жизни главного героя. Писатель не проникает глубоко во внутренний мир человека. Однако роман способствовал становлению европейского реализма, ибо в нем была представлена общественная среда и социальные условия с характерными для них закономерностями.

Создателем реально-психологического романа стал драматург, журналист Пьер Карле де Шамблен де Мариво (1688-1763) («Жизнь Марианны», 1731-1741, и «Удачливый крестьянин», 1735). Наблюдения над реальной жизнью Мариво сочетает с анализом внутреннего мира своих героев, показывает, как жизненные условия формируют характер человека. Кроме того, он внимательно изучает страсти, внутренние мотивы поведения человека, его интересует чувство в процессе его формирования. Его герои — типы социальные, весь их облик и поведение зависят не только от природного темперамента, душевного склада, но и от того положения, которое они занимают в обществе.