Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература - Французский роман первой половины ХVIII века

Французский роман
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В романах Мариво правдиво нарисованы картины парижского быта, жизнь людей третьего сословия. Демократизм творчества Мариво заключается в его признании простого человека, в утверждении, что все люди равны, что достоинства человека зависят не от его происхождения или богатства, а от чувствительной и доброй натуры. Герои Мариво — найденыш и крестьянин, «естественные люди». Это дает им нравственную стойкость, твердые представления о порядочности, силу противостоять соблазнам в жизненных испытаниях. Хотя и Марианне и Жакобу присущи некоторые слабости, они подлинно добродетельны. Мариво был убежден, что естественные побуждения природы добры и следовать им полезно для человека и тех, кто его окружает. Способностью чувствовать Мариво оправдывает поведение своих героев, которые нарушают привычные законы, основанные на предрассудках: добродетелен тот, кто следует велениям природы. Отношения человека с миром строятся на основе ощущений: чувство раньше, чем разум, постигает законы действительности; разумно поступает тот, кто прислушивается к своим чувствам, инстинкту, интуиции. Поэтому герои Мариво познают жизнь интуитивно. Мариво одним из первых во французской литературе проповедовал чувствительность.

«Приключение шевалье де Грие и Манон Леско» (1731) — также роман реально-психологический. Автор его — Антуан Франсуа Прево ( 1697—1763), прославленный писатель, издатель журнала, переводчик. В этом романе речь идет о страстной, всепоглощающей любви молодого дворянина де Грие к прелестной Манон, ради которой он жертвует всем — семьей, репутацией, общественным положением. Действие романа происходит в эпоху Регентства, которая отличалась полным равнодушием к вопросам морали. Поклонники Манон, влиятельные, богатые, пошлые и развращенные, были типичными для XVIII в. Общество и семья де Грие не принимают этой любви, ибо Манон низкого происхождения. Но эти внешние, социальные причины несчастья влюбленных сметаются естественным чувством, преодолевающим сословные перегородки. Более глубокой была внутренняя причина несчастья, которая крылась в характере Манон. Это — двойственность человеческого бытия: добро и зло переплетались в ее душе. Манон не желает знать материальных бед и при первых же трудностях готова продать свою красоту, чтобы обеспечить свое существование с де Грие, которого беззаветно любит. Эта падшая женщина полна внутреннего обаяния, в душе она ни разу не изменяет любимому. Но Манон отравлена жаждой роскоши, не следует законам морали.

Изучая человеческую натуру, Прево пришел к выводу, что природа вкладывает в человека и добрые и дурные инстинкты, но человек может и должен следовать хорошим побуждениям. Чувствительное сердце только предрасполагает к добродетели. Чтобы быть добродетельным, необходимо подчиняться нормам нравственным, религиозным, государственным, когда они соответствуют «естественным» законам. Не случайно в романе главная роль отводится де Грие, для которого любовь к Манон — это познание сути жизни. Он постепенно отказывается от прежнего рационалистического представления о жизни (только благоразумие может привести к счастью и благополучию), понимает, что счастье неотделимо от «тысячи мук», что радость и страдание — это одна стихия жизни. Аббат Прево писал свою книгу в назидание молодым людям, чтобы пример его героев уберег их от ошибок.