Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература - Барон де Монтескье

Барон де Монтескье
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




На развитие романа в XVIII в. огромное воздействие оказало творчество Шарля Луи де Секонда, барона де Монтескье (1689—1755), писателя, историка, социолога, одного из первых французских просветителей. Его философский роман-трактат «Персидские письма» (1721) разрешал прежде всего политические и философские проблемы. По типу это роман эпистолярный: путешествующие по Европе персы Узбек и Рика посылают вести к себе на родину и получают оттуда ответы. Монтескье обратился к восточной тематике, преследуя несколько задач: сатирико-обличительную (осуждение европейской цивилизации непредубежденным человеком), философскую (сравнение двух цивилизаций — восточной и западной — приводило к развитию историзма мышления).

«Размышляющий над миром» Узбек — вельможа при дворе персидского шаха, но от других придворных он отличается «добродетельным сердцем». Стремясь разоблачить порок и донести истину до трона, он становится подозрительным, получает тайное предостережение и добровольным изгнанником покидает родину. Его письма дают широкую информацию о жизни в Европе, отражают общие закономерности развития действительности: миром правят исторические причины. Узбек пишет о типах общественно-политического устройства, о религии, науке, о войнах и международных отношениях, о народонаселении. Узбек как «гражданин мира» пытается разрешить основные вопросы, которые волновали современников Монтескье. В письмах, посвященных проблеме политической, Монтескье сопоставляет и критикует два типа государства — европейскую монархию и восточную деспотию.

Монтескье — решительный противник деспотизма, который подавляет всякое проявление личности, уравнивает всех в страхе. Завладев сердцем и умом человека, страх вызывает господство низменных инстинктов, что противоречит природе. У монархии больше преимуществ, но эта неустойчивая форма власти может выродиться в деспотизм. Монтескье доказывает тождество французской монархии и восточной деспотии.

Сопоставляя два мира, две цивилизации, Монтескье приходит к понятию относительности, т. е. принципу исторического мышления. Персы не только удивлены и возмущены чуждыми им французскими обычаями, они, сравнивая их со своими, усомнились в незыблемости собственных политических учреждений, религии, обрядов. Этот принцип сомнения, относительности ценностей приводит к ниспровержению всякого абсолютного начала и авторитета в области политики, религии, нравов. Разрешая религиозные проблемы, деист Монтескье все исторические религии считает злом. Их появление он связывает с общественным и государственным устройством: мусульманство — с деспотической формой власти, католицизм — с монархической, протестантство — с республиканской. Церковь для него — политический институт. Говоря о своих этических и правовых воззрениях, Монтескье отрицает религиозные принципы и нормы и считает, что в основе морали лежит понятие справедливости. Эту мысль он подтверждает притчей об утопическом народе — троглодитах.

Говоря о «естественных правах» человека, Монтескье исходит из убеждения, что сама природа даровала людям право на свободу и счастье, на удовлетворение своих физических и духовных потребностей. Политический режим и законодательство должны следовать этому разумному и справедливому порядку вещей. Если такое положение нарушается, народ имеет право свергнуть правительство.

Подобная мысль доказывается повествованием о нравах в восточных гаремах. Гарем Узбека — это государство в миниатюре, во главе его — деспот-муж, который правит с помощью евнухов, всесильных и беспощадных временщиков.

Узбек в романе — образ двойственный: он не только философ, «гражданин мира», но и деспот, мусульманин, следующий законам своей отчизны. Его жены, женщины молодые и прекрасные, ведут в гареме унизительную жизнь. Монтескье выступает против широко распространенного на Западе и на Востоке мнения о женщине как о низшем в сравнении с мужчиной существе и считает, что это противоречит законам природы. Хотя Узбек может показаться любящим мужем (он страдает в разлуке, говорит нежные слова), в его гареме все основано на власти и подчинении, на страхе и унижении. Главной добродетелью женщин считается покорность. Монтескье наказывает Узбека, заставляет его постоянно терзаться холодной ревностью, причина которой — не страстная любовь, а страх перед бесчестьем. Узбек не доверяет добродетелям своих жен. Писатель убежден, что добродетель не может родиться из насилия над человеческой природой, она должна быть свободной. Бунт любимой жены Узбека Роксаны имеет смысл философский и политический, ибо утверждает права каждого на свободу и счастье.

В «западной части» романа рисуется французская жизнь, которая подвергается принципиальной критике. Персы приезжают во Францию в последние годы правления Людовика XIV.