Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература - Мари Франсуа Вольтер

Мари Франсуа Вольтер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Писатель, историк, философ, публицист Мари Франсуа Вольтер (1694—1778) участвовал во всех областях общественной жизни и писал во всех существовавших тогда жанрах. Его философские и политические воззрения были отражены в многочисленных трудах, в частности в «Философских письмах» (1734), «Философском словаре» (1764). Вольтер был деистом. Доказательством существования бога он считал разумное и целесообразное устройство мира, а веру в творца — общественно полезной и признавал ее из соображений моральных и политических. Вера в бога, полагал он, является основой человеческой нравственности, моральной уздой, она также помогает охранять собственность и общественный порядок. Недаром Вольтер сказал: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать». Но всю свою жизнь он непримиримо боролся с католической церковью. Его трактаты, его действия (защита жертв фанатизма) последовательно разрушали авторитет церкви. Вольтер считал, что суеверие, мракобесие церкви наиболее опасны из всех существующих предрассудков, ибо они широко распространены, противоречат здравому смыслу, оправдывают общественное зло. Он отвергал догмы и культ церкви, говорил о ее преступлениях — инквизиции, религиозных войнах, нетерпимости. В своих социально-политических воззрениях Вольтер отрицал абсолютизм как отжившее государственное устройство, мешающее установлению буржуазных порядков, которые он считал справедливыми и разумными. Его идеалом была просвещенная ограниченная конституционная монархия. Только к концу жизни Вольтер признал республику наиболее естественной и разумной формой государственного устройства.

Вольтер-историк, автор «Истории Карла XII» (1731), «Века Людовика XIV» (1751), «Опыта о духе и нравах народов» (1754) и других сочинений, как и Монтескье, по-новому стал трактовать исторические события. Он отказался от хронологического перечисления фактов, описания деяний исторических героев. Он осмысливает и философски обобщает фактический материал, разрешая прежде всего актуальные политические и философские задачи. Вольтер — противник рока и фатализма, роли сверхъестественного в истории. Принцип прогрессивной эволюции мира он признает вне всякой зависимости от воли божества. Его идея прогресса носила идеалистический характер, ибо он видел прогресс в борьбе разума и заблуждения, добра и зла. Особое внимание Вольтер уделял истории отдельных народов, их нравам, обычаям, культуре. Он был одним из первых этнографов.

Вольтер-драматург внес огромный вклад во французскую драматургию: 52 пьесы разных жанров, из них — 27 трагедий. Он видел в театре «школу добродетели» с большими воспитательными возможностями. Во Франции XVIII в. театр играл огромную общественно-политическую роль. Догмы эстетики XVII ст. препятствовали проникновению в театр нового содержания. Вольтер стал создателем новаторского просветительского классицизма. Он обновил содержание классицистической трагедии: его пьесы воплощали политическую и философскую идею, критиковали монархический деспотизм и церковный фанатизм. Кроме того, он расширил сюжетно-тематические рамки трагедии, вывел ее из мира античной мифологии и истории: действие в его пьесах происходит в Азии, Америке, средневековой Европе. Изображая различные эпохи и жизнь различных народов, Вольтер, как историк, стремился к исторической и этнографической точности, умело воспроизводил местный колорит.

В его трагедиях появилась зрелищная эффектность, которая заменила прежнюю бездейственность. На драматургию Вольтера большое воздействие оказало творчество Шекспира, которого он считал «гением мощным и плодотворным, натуральным и возвышенным»,

Некоторые его пьесы сюжетно связаны с творениями Шекспира («Заира», «Семирамида»). Вольтер унаследовал у Шекспира мысль о необходимости обращения к значительным социально-историческим темам, он учился у него гуманистическому видению мира, приемам живописания грандиозных образов, умению воссоздавать живость и богатство действия, страстные характеры. Как убежденный классицист, сторонник правильной трагедии, Вольтер критиковал Шекспира за отсутствие «хорошего вкуса», за незнание правил — смешение «высокого» и «низкого», трагического и комического, за несоблюдение законов трех единств. Однако Вольтер признавал, что «под грубой искаженной формой» в творчестве Шекспира скрывалось «возвышенное содержание, достойное величайшего гения».

Политические трагедии Вольтера разрешали проблемы власти и самодержавия. В классицистическом конфликте — борьбе чувства и долга — в понятие долга Вольтер вкладывал гражданский смысл, отказавшись от монархической трактовки. Так, в трагедии «Эдип» (1718) нет, как у Софокла, преклонения перед силой рока, которой противопоставляется вера в разум. Эдип — это просвещенный государь, осознающий свои обязанности по отношению к народу: «Умереть за свою страну — вот долг короля». Вольтер снимает с личности монарха божественный ореол. Он возвышает человека до гражданина, который осознает свои долг перед родиной и приносит ей в жертву свои чувства и привязанности («Брут», 1731).