Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература - Мари Франсуа Вольтер

Мари Франсуа Вольтер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Большое значение в творчестве Вольтера-драматурга имели его антиклерикальные трагедии (например, «Заира», в которых священнослужители изображались как обманщики и интриганы, использующие суеверия в корыстных целях. Самая значительная из его трагедий этого типа «Магомет, или Фанатизм» (1741).

Она обличает религиозный фанатизм, носителем которого является не просто церковник, но религиозный вождь, основатель ислама. Магомет изображен как великий обманщик, бесчеловечный деспот. Это «Тартюф с оружием в руках», сказал Вольтер в предисловии к трагедии. Магомет стремится соединить в своих руках духовную и светскую власть, он выдает себя за посланного богом пророка и порабощает людей с помощью фанатизма. На протяжении пяти актов трагедии Магомет борется с гуманностью, милосердием, родственными привязанностями и любовью. Вольтер считал, что предпосылкой всякой исторической религии и церкви является сознательный обман людей; неизбежными спутниками таких религий являются слепая вера, повиновение, полный отказ от рассуждения и критической мысли.

Вольтер написал и несколько «слезных» нравоучительных комедий, которые предвосхищали появление буржуазной драмы («Блудный сын», 1736, «Нанина, или Побежденый предрассудок», 1749). Но он критиковал «слезную» комедию и драму за отсутствие в ней социально-исторической и политической тематики. До конца жизни Вольтер не порвал с эстетикой классицизма.

Вольтер-поэт писал самые разнообразные стихи: «на случай», дидактические философские поэмы («За и против», «О человеке»). Его считают также создателем национальной эпопеи. Вольтер писал «Генриаду» (1728), следуя принципам античной эпопеи. Традиционная форма не соответствовала актуальному содержанию «Генриады». В историческом прошлом Вольтер хотел обнаружить корни современных предрассудков и заблуждений. Главным из них, тормозящих прогресс человечества, автор считал религию. Поэтому он и обратился к истории Франции XVI в., к эпохе религиозных войн. В «Генриаде» обличаются религиозная нетерпимость и фанатизм, духовенство и папа, которые ответственны за те ужасы, что пережила Франция. В противоположность губительной политике церкви Вольтер создает образ Генриха IV, идеального государя, просвещенного монарха, носителя идей веротерпимости и гуманности, справедливости и разума.

Ирони-комическая сатирическая антиклерикальная поэма «Орлеанская девственница» (1735) была осуждена римским папой и внесена в индекс запрещенных книг. Вольтер в силу исторических причин не мог до конца постигнуть значение подвига национальной героини Франции Жанны д'Арк, поскольку для него двигателем исторического прогресса был не народ и не реальные условия его существования, а борьба идей разума и мракобесия (кроме того, как все просветители, он отрицал историческую значимость Средних веков, видя в них наиболее полное проявление предрассудков феодальных и религиозных). Но его задачей было отнюдь не намерение осмеять героическую Жанну д'Арк: он видел в ней отважную патриотку.

В поэме осмеивается героиня церковной легенды, которая изображала Жанну, после сожжения на костре и последующей канонизации, вдохновленной свыше, святой спасительницей Франции. Его поэма — это сатира на средневековую феодально-монашескую Францию. Он разоблачает политику феодального государства и короля Карла VII, которые из-за предательства, никчемности стали причиной поражения французов в Столетней войне. Особому осмеянию в поэме подвергается католическое духовенство, а также христианский культ святых, Священное писание.

Вольтер-прозаик — создатель философских повестей, в которых в зависимости от характера героев, их приключений воплощаются либо опровергаются философские учения. Вольтер использовал авантюрный сюжет, обращался к восточной экзотике, фантастике. Он расширил географические горизонты — действие его повестей происходит во всех открытых к тому времени частях света. Все повести Вольтера были актуальны: с их помощью он обличал пережитки феодального варварства — бесправие, мракобесие, деспотизм. Главной философской проблемой, которая объединяет многие повести и восприятие которой в мировоззрении Вольтера пережило эволюцию, была оптимистическая философия. Творцом ее был великий немецкий математик и философ Лейбниц. Лейбниц как деист считал, что мир создан богом. Однако он был вынужден признать, что существует зло, источник которого кроется в несовершенстве мира, сотворенного богом. Лейбниц стал перед необходимостью оправдать творца: сотворенный мир — лучший из миров (поэтому учение Лейбница и называется оптимистическим), потому что в мире существует предустановленная гармония добра и зла (всякому проявлению зла противостоит нечто положительное).

В ранних повестях Вольтер разделяет эту философию. В повести «Видение Бабука, или Мир как он есть» (1746) скиф Бабук, оказавшись по велению ангелов в восточном городе, погрязшем в пороках (под ним надо разуметь Париж), должен определить, чего там больше — добра или зла. Скиф оказывается в большом смятении: на всякое зло находится добро. В повести «Задиг, или Судьба» (1748) рассказывается о судьбе восточного мудреца Задига, жизнь которого — постоянная смена горестей радостями, но такая жизнь делает его только мудрее.

Однако взгляды Вольтера на оптимизм резко изменились после грандиозного стихийного бедствия. Выразил он это в «Поэме о гибели Лиссабона, или Опровержение аксиомы „все — благо"» (1756). Вольтер описывает лиссабонское землетрясение, которое принесло множество жертв. Он опровергает оптимизм философскими аргументами: в мире нет гармонии, нет и свободы воли, поскольку люди не смогли предотвратить бедствие. Следовательно, мир наш — вовсе не лучший из миров. Вольтеру в этот период было свойственно биологическое понимание зла — зло моральное и физическое заключено в самой природе.