Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Французская литература - Пьер Огюстен Карон де Бомарше

Пьер Огюстен Карон де Бомарше
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Вся жизнь Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732—1799) и все его творчество были направлены против социальных устоев феодального государства. Биография Бомарше — яркое свидетельство того, как человек из третьего сословия в трудных жизненных обстоятельствах благодаря уму, талантам, убежденности в своей правоте, преодолевая препятствия, одерживает победы.

Бомарше писал всю свою жизнь. Его судебная тяжба получила отражение в знаменитых «Четырех мемуарах для ознакомления с делом Пьера Огюстена Карона де Бомарше» (1773—1774). Писатель боролся со всеми формами угнетения, несправедливости, тирании. Он не только последовательно излагает свое дело, но логично, талантливо доказывает, насколько устарело и несправедливо французское судопроизводство, обличает весь общественный строй, сословные привилегии, законы, режим абсолютной монархии. Его личный протест носил социальный характер.

Художественное творчество Бомарше многообразно. Под влиянием Дидро свою драматургическую деятельность он начал с написания «мещанской драмы» «Евгения» (1767), которую предваряет трактат «Опыт о серьезном драматическом жанре». Бомарше отвергает трагедию на античные сюжеты, поскольку она не учит зрителя правилам морали, пригодным для современной жизни. Главным способом эмоционального воздействия на зрителя Бомарше считал чувство сострадания: зритель, сострадая герою, сумеет уберечь себя от его ошибок. В драме «Два друга, или Лионский купец» (1770) прославляются благородные самоотверженные чувства, которые приходят героям на помощь в серьезных жизненных испытаниях.

Но Бомарше был рожден для того, чтобы писать комедии. «Севильский цирюльник» (1775) (пьеса не раз переделывалась и имеет несколько редакций) выражает идеологию третьего сословия. Граф Альмавива с помощью слуги Фигаро женится на буржуазке Розине, которая отказывается стать его содержанкой. Традиционные комедийные персонажи у Бомарше зажили новой жизнью. Доктор Бартоло, опекун Розины, питает отвращение к своему просвещенному времени, потому что он ретроград и мракобес. Но Бартоло — опасный противник, он хитер подозрителен, умен, поэтому раскрывает все уловки Фигаро, Альмавивы, Розины. Он не традиционный обманутый старик комедии прежних лет. Иначе трактует Бомарше и образ слуги. В монологах Фигаро, которые не имеют прямого отношения к интриге комедии, Бомарше выражает свое авторское «я». Этот сознательно протестующий слуга прямо нападает на своего господина, но он осуждает не только пустого вольнодумца и легкомысленного гедониста, его обвинения — это обвинительный акт против общества, его устоев.

«Женитьба Фигаро» (1784) — шедевр сценического искусства. Ставшая общественным политическим актом, эта комедия заставила Людовика XVI произнести: «Если быть последовательным, то, чтобы допустить постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию. Этот человек глумится над всем, что должно уважать в государстве». Поначалу пьеса была запрещена, так как ее главной задачей являлась борьба с пороками системы абсолютистского государства. Фигаро — доверенное лицо графа, женившегося на Розине, его интендант.

Он ведет борьбу за свои права и человеческое достоинство. Альмавива проигрывает, потому что Фигаро умен, мужествен, хитер, более жизнеспособен, несмотря на то, что граф обладает всеми сословными привилегиями. Протест Фигаро — это протест всего третьего сословия, которое больше не желает мириться с существованием этих привилегий, произволом, общественной несправедливостью. Защищая свои права и догадавшись о намерениях графа, Фигаро, словно опытный царедворец, ведет сразу несколько интриг. Он не может допустить, чтобы его оскорбляли. Он применяет и плутовские методы, признавая, однако, что он — лучше своей репутации, а подобное не осмелятся утверждать многие из вельмож. Оценивая жизнь, Фигаро отмечает, что ремесло царедворца состоит в том, чтобы получать, просить и брать. С умом и талантами продвижение невозможно, все хорошее достается только раболепной посредственности. Политика основана на притворстве и беззастенчивой лжи; законы снисходят к сильным и неумолимы по отношению к слабому. Большое значение имеет монолог Фигаро в пятом акте: сильный мира сего не всегда силен разумом; знатное происхождение, положение в свете становятся предметом гордыни, но такое положение достигается лишь случайностью рождения; людям низкого происхождения ради одного только пропитания нужно выказать такую осведомленность и находчивость, какие «в течение века не потребовались бы на управление Испаниями»; всякий честный путь человеку низкого происхождения заказан, его повсюду теснят, если он правдив, порядочен, бескорыстен; сам Фигаро сменил множество профессий, и хотя добился в них известного совершенства, он едва не поплатился свободой, а о продвижении и речи не могло быть. Фигаро все видел, всем занимался, все испытал, он приобрел жизненный опыт, он знает себе цену и может отстоять свое достоинство и свои права.

Комедии Бомарше были высшим этапом в развитии французского театра XVIII ст. Они и повлияли на дальнейшее развитие мировой драматургии.