Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература

Немецкая литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Только к середине XVIII в. просветительская литература в Германии, прошедшая в своем развитии четыре этапа, начинает приобретать авторитет, оказывая влияние на духовную жизнь общества.

Первый этап (20—40-е гг.) характеризовался известным оптимизмом; в основе его идеологии лежала рационалистическая философия: распространение разумных воззрений снимет все неустройства в обществе. Наиболее характерной для этого периода была деятельность Иоганна Христофа Готшеда (1700—1766), который в 30-х гг. пытался провести литературную и театральную реформу. Дальнейшая борьба с его теориями вызвала большое оживление в литературных кругах Германии. Готшед был сторонником разумного преобразования жизни. Его философские воззрения основывались на убеждении, что распространение образования, совершенствование интеллекта будет содействовать уничтожению общественного и морального зла. Готшед хотел содействовать созданию единой нормы литературного языка, который стоял бы над диалектами и способствовал бы преодолению языкового сепаратизма. Однако его теории были оторваны от реальной жизни (в Германии не появились исторические предпосылки для проведения такой реформы).

Эстетические теории Готшеда были направлены против художественной системы барокко и ставили целью покончить с произволом и разбродом в теоретических вопросах. Он справедливо считал, что литература — не забава досужих умов; она является главным средством воспитательного воздействия на читателя, поэтому должна быть возвышенной и разумной.

Свои взгляды Готшед изложил в «Опыте критической поэтики для немцев» (1730). Следуя классицистическим нормам, он видел главный принцип искусства в подражании совершенной природе; ясность и логичность изложения зависят от разносторонних познаний художника, его понимания разумности. Разум Готшед воспринимал как нечто абстрактное, существующее вне истории и конкретного общества, как категорию неизменную. Кроме того, он считал, что художник должен подражать «разумным» народам. Готшед слишком прямолинейно возвел французский классицистический канон в норму, сделав его общеобязательным. Он пытался создать «офранцуженную» литературу, не считаясь с тем, что она мало соответствовала немецкому духу и образу мысли (трагедии «Умирающий Катон», 1731; «Парижская кровавая свадьба короля Генриха Наваррского», 1744; «Агис, король Спарты», 1745 и др.).

Параллельно с классицизмом Готшеда развиваются поэзия барокко (И. X. Гюнтер) и рококо (Фридрих фон Хагедорн, 1708—1754), просветительская сатира (Христиан Людвиг Лисков, 1701—1760), утопический роман (Иоганн Готфрид Шнабелъ, 1699—1750, «Остров Фельзенбург», 1731). В конце первого этапа развернулась полемика о путях развития литературы, когда все больше осознается узость прямолинейно-дидактических, утилитарных взглядов Готшеда на искусство. Первую оппозицию классицизму составили жившие в Швейцарии критики Иоганн Якоб Бодмер (1698—1783) и Иоганн Якоб Брейтингер (1701—1766). Эстетические теории «швейцарцев» основывались на сочетании принципов рационализма и требовании представить возможность для развития эмоционального начала, воображения. При этом они считали предметом, достойным подражания, английскую литературу, и прежде всего творчество Мильтона.

Второй этап развития немецкого Просвещения (50— 60-е гг.) отличался зрелостью, активностью просветительской мысли. Большую роль начинают играть литературные споры, появляются критические манифесты. В области эстетики обосновываются принципы реалистического отражения действительности. Создается национальная литература, основанная на изучении немецкого характера, на отражении насущных потребностей страны. Наиболее полно тенденции этого периода были представлены в творчестве Лессинга.

Большое влияние на духовную жизнь Германии этого периода оказали идеи Иоганна Иоахима Винкельмана (1717—1768), крупнейшего теоретика и историка античного искусства. В работе «История искусства древности» (1764) он дал собственное понимание античного искусства, главной отличительной чертой которого является «благородная простота и спокойное величие». В произведениях художников древней Эллады Винкельман увидел воплощение идеала гармоничного человека, прекрасного физически и духовно, умеющего чувствовать и благородно сдержанного в выражении своих чувств, исполненного гордого достоинства. Такой склад человеческого характера он прямо связывал с укладом жизни греков, с республиканским строем «века Перикла»: «Свобода является главнейшей причиной превосходства искусства». Подобные взгляды были очень смелыми, напоминали о несвободе немецкого народа. Вместе с тем Винкельман объективно провозглашал стоически-пассивный, созерцательный идеал человека. Именно поэтому, высоко ценя Винкельмана, с ним будет полемизировать Лессинг в своем «Лаокооне». Идеи Винкельмана о совершенствовании человека через восприятие искусства, об эстетическом воспитании окажут затем большое влияние на поиски зрелых Гёте и Шиллера.