Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература

Немецкая литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Третий этап просветительского движения в Германии (70-e гг.) получил название «Бури и натиска». Он представляет собой немецкий вариант европейского сентиментализма, отмеченный ярким бунтарским характером и сильными реалистическими тенденциями. Штюрмеры утверждали равенство всех людей в чувстве, которое выдвигали на первый план в противовес рассудку, потому что видели в нем главную ценность человека. В забитом, униженном бюргере они открыли глубокий внутренний мир. Это был бунт против деспотизма, сословных предрассудков, нравственного подавления человека. В плане философском штюрмеры выступали против чистого рационализма, противопоставляя ему культ природы и чувства, в котором видели жизнедеятельную основу. Природу они воспринимали как иное, отличное от цивилизации бытие, в котором нет неравенства. Эстетические теории «Бури и натиска» основывались на принципах сентиментализма. Штюрмеры воспитывали бюргерское самосознание, стремились заложить основы национального единства хотя бы в области культуры. Их основной целью было создание национальной немецкой литературы. Отсюда их пристальное внимание к фольклору, к памятникам старины.

Идейным вождем и вдохновителем штюрмерского движения стал выдающийся немецкий философ и писатель Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), основоположник фольклористики в мировом масштабе. Уже в ранних своих работах «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1768) и «Критические леса» (1769) он впервые выдвигает принцип исторического подхода к искусству. Поэтому Гердер отрицает всякое подражание, даже прекрасным античным образцам, требует оригинального, самобытного искусства, образцом которого является для него творчество Шекспира («Шекспир», 1773). Он отказывается от одностороннего рационалистического подхода к искусству, требует динамики, чувственной насыщенности поэтической речи.

Большую роль в творческом процессе Гердер отводит фантазии и выдвигает концепцию «самобытного гения», который не только рационально, но и интуитивно познает действительность вне строгих правил и регламентации. Гердер впервые обратился к сравнительно-историческому изучению культур разных народов и разработал понятие народности. Основой искусства он считал фольклор. Два выпуска его сборника «Голоса народов в песнях» (1778— 1779) явились своеобразной песенной историей народов, в том числе славян и прибалтийцев. Гердер расположил песни не по национальному признаку, а тематически, подчеркивая общность устремлений и чаяний различных народов. В работе «Идеи о философии истории человечества» (1784—1791) мыслитель диалектически подошел к пониманию исторического процесса и доказал, что различные эпохи отличаются национальным и историческим своеобразием; идея единства развития человеческой цивилизации сочеталась у него с мыслью о равноправии национальных культур.

Идеи Гердера легли в основу штюрмерской эстетики, хотя в целом его деятельность выходит далеко за рамки движения «Бури и натиска». Кроме того, большое влияние на штюрмеров оказала «философия чувства и веры» Иоганна Георза, Гамана (1730—1788). Именно он высказал мысль о том, что художник — «оригинальный гений», интуитивно постигающий мир. Значительное воздействие на штюрмерское движение оказала также поэзия Клопштока с ее бурной эмоциональностью, интересом к древне-германской истории, антидеспотическим пафосом.

Теоретики «Бури и натиска» предъявили особые требования к художественному творчеству, и прежде всего — необходимость постановки общественных тем, борьбы за «естественные права» индивида. В их сочинениях появился новый герой — яркая, сильная личность, «бурный гений», наделенный страстным стремлением к действию (их привлекают титанические характеры, подобные Прометею, Фаусту). Бунтарское по духу штюрмерское движение оставалось индивидуалистическим: в раздробленной Германии возможно было требование борьбы за права отдельной личности, но не за утверждение прав всего третьего сословия. Поэтому герои «Бури и натиска», одаренные личности, всегда находились в разладе с окружающим миром и были обречены на гибель.

Штюрмеры провозгласили абсолютную свободу творчества, полностью отрицая всяческие правила (что было причиной несценичности многих их драм). Их языку свойственны особая напряженность, страстность (он призван был отразить строй души «бурного гения») и в то же время демократичность, использование диалектов и просторечия. Самая яркая примета штюрмерского стиля — контрастное сочетание высокой патетики и обыденно-разговорной речи.

В начале 70-х гг. формируется несколько центров «бурных гениев»: во Франкфурте и Страсбурге Гердер и молодой Гёте объединяют вокруг себя ((рейнских гениев» (Клингер, Лещ, Гейнзе и др.); в Геттингене образуется «Союз рощи» — кружок поэтов — поклонников Клопштока (братья Штольберги, Гельти, Фосс и др.). Одним из самых ярких «бурных гениев» был Фридрих Максимилиан Клингер (1752—1831). Его драма «Буря и натиск» (1776) и дала название всему движению. Клингер явился также автором цикла восьми социально-философских романов, наибольшую известность из которых получил «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» (1790).