Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература

Немецкая литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Изображая странствия героя по Германии, Франции, Италии, писатель воссоздает картину чудовищной феодальной действительности. Крупнейшим поэтом геттингенского союза был Иоганн Генрих Фосс (1751 —1826), в творчестве которого отразились демократические тенденции. Наиболее значительными из созданного Фоссом являются идиллии, в лучших из которых он без тени идеализации рисует тяжкий труд крестьянина («Крепостные», 1775; «Вольноотпущенники», 1775).

Особенно ярко левое крыло штюрмерского движения представляли поэт Готфрид Август Бюргер (1747—1794) и политический журналист Христиан Фридрих Шубарт (1739—1791), издававший в Швабии «Немецкую хронику» — самую радикальную газету Германии. Десять лет (1777—1787) провел Шубарт в заключении в крепости Гоенасперг, брошенный туда по приказу герцога Вюртем-бергского. В тюрьме написаны его политические стихи, гневная антифеодальная поэма «Гробница государей» (1779). Бюргер, один из самых крупных поэтов «Бури и натиска», был близок геттингенцам. Он явился создателем немецкой литературной баллады.

Корни лучших баллад Бюргера («Граф-разбойник», «Сон бедной Зусхен», «Дикий охотник») уходят в народное творчество. В самой знаменитой его балладе «Ленора» (1773), мастерски переведенной на русский язык В. А. Жуковским, народный фантастический сюжет о мертвом женихе связан с недавним прошлым — Семилетней войной. Устами Леноры поэт выразил протест народа против войны, его надежду на счастье. Самыми талантливыми представителями движения «Бури и натиска» были молодые Гёте и Шиллер, с именами которых связан и заключительный этап Просвещения в Германии.

Четвертый этап в истории литературы немецкого Просвещения (90-е гг.) получил название «веймарского классицизма» (по названию г. Веймара, где поселились Гёте и Шиллер). В этот период нашло выражение разочарование в бунтарстве, понимание невозможности в условиях Германии реальной борьбы со злом. Гёте и Шиллер убеждаются в том, что действовать возможно только в сфере искусства. Взамен идеи политического переустройства они выдвигают идею эстетического воспитания человека, преобразования действительности средствами искусства. В конечном итоге «веймарский классицизм» — программа просветительского гуманизма, грандиозная попытка преодолеть немецкое убожество «изнутри».

В области эстетики «веймарский классицизм» основывался на признании демократического идеала античной красоты, на реалистической эстетике Лессинга, на достижениях школы чувствительности. Искусство должно не просто воссоздавать природу, но преображать ее, постигать художественную правду. В связи с этим особое значение приобретает идея гармонического единства формы и содержания (не случайно этот этап в творчестве Гёте и Шиллера вошел в историю литературы как «художественный период»).

Решающее влияние на формирование эстетики «веймарского классицизма» оказала винкельмановская концепция античности. Обращение к античности не означало у веймарских классиков прямого подражания, заимствования сюжетов. Опираясь на античные образцы, они писали о современности, ее проблемах, сочетали тенденции классицизма с шекспиризацией, глубоким и всесторонним исследованием характеров. В сущности, «веймарский классицизм» имеет лишь внешнее сходство с классицизмом. По сути своей — это особый вариант просветительского реализма, отмеченный стремлением к универсально-философскому осмыслению действительности. И хотя мечта «веймарского классицизма» о свободном и гармоничном человеке в совершенно несвободном, дисгармоничном мире была утопичной, именно она позволила создать произведения огромного эстетического и воспитательного значения.