Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература - Эфраим Лессинг

Эфраим Лессинг
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




пальто fred perry

Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — один из крупнейших мыслителей европейского Просвещения, самый последовательный и решительный из немецких просветителей. Именно он открыл новые горизонты перед немецким искусством. Философской основой его эстетических взглядов был материализм. Наряду с Дидро он явился одним из крупнейших теоретиков реалистического искусства XVIII ст. Глубоко оригинальна и благородна личность Лессинга, который всей своей жизнью бросил вызов патриархальной добропорядочности, филистерскому существованию. Уже в годы учения в Лейпцигском университете (1746—1748) его влечет театр (пьеса Лессинга «Молодой ученый» поставлена в 1747 г. в театре К. Нойбер), а затем в Берлине (1748—1760) он полностью отдается журналистике и литературе. Лессинг был первым из немецких писателей, кто отверг официальную чиновничью карьеру и сделал литературную деятельность основой и смыслом своего существования.

Лессинг известен прежде всего как выдающийся теоретик Просвещения. Главную свою задачу он видел в том, чтобы вывести немецкую литературу из узкого придворно-лакейского мирка, избавить ее от рабской подражательности всему иностранному. Лессинг ратует за национальную самобытность родной литературы, что, по его мнению, не исключает, а предполагает широкое усвоение прогрессивного опыта, накопленного мировым искусством. Первый свой удар он направляет против Готшеда и насаждаемой в Пруссии галломании. И если в ранних критических статьях Лессинг еще остается верен эстетике классицизма, то уже в «Письмах о новейшей литературе» (1759) он отрицает его рационалистическую теорию. Внеисто-рическим, претендующим на универсальность нормам классицизма Лессинг противопоставляет историческое понимание национального характера.

Путь к постижению этого характера лежит, по мысли Лессинга, через освоение искусства Шекспира и древних авторов. Знаменитый трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766) создавался в бреславльские годы жизни Лессинга. В его основе лежит выяснение различий между пластическими искусствами (живопись, скульптура) и поэзией. «Лаокоон» был полемически направлен против концепции Винкельмана, изложенной в его «Мыслях по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре». Лессинг исходит из понимания искусства как отражения действительности и считает, что подход к действительности, способ? ее видения различны в живописи и поэзии: живопись действует в пространстве, поэзия — во времени; живопись отражает какой-то один момент бытия, поэзия — его временную последовательность. Лессинг подчеркивает способность поэзии наиболее глубоко и всесторонне охватить действительность, раскрыть внутренний мир человека. Живописец же ограничен одним моментом времени, поэтому выбирает особенно плодотворную точку зрения, которая «оставляет свободное поле воображению». Говоря о свободе воображения, о недосказанности образа, Лессинг отмечает одну из важнейших особенностей искусства в целом.

Трактат Лессинга нанес сокрушительный удар описательному, созерцательному идеалу классицизма и заложил основы реалистической эстетики. Развернутую теорию просветительского реализма Лессинг дал в «Гамбургской драматургии» (1767- 1768), которая возникла из серии статей, написанных в годы пребывания в Гамбурге (новый Немецкий национальный театр пригласил Лессинга на должность заведующего литературной частью). Видя в искусстве отражение действительности, автор отвергает нежизненность театра классицизма.

Характер в драме должен быть правдоподобным, таким, как у большинства людей, только тогда он сможет стать типическим. В то же время нельзя требовать от драматурга слепого следования историческим фактам. Лессинг оставляет место творческой свободе и воображению, приближаясь к диалектике общего и единичного, типичного и индивидуального.

В своем учении о трагедии Лессинг настаивал на мысли, что она должна изображать не эстетически прекрасную действительность, но диссонансы жизни, которые являются проявлением ее внутренней гармонии. Его теория «трагической вины» выражала мысль о том, что характер трагического героя должен быть связан с его несчастливой участью. Несчастье героя не только случайность, но и закономерное проявление естественных причин. Герой и виновен и невиновен в своей судьбе, он навлекает несчастье собственной слабостью: повинуется естественным дозволенным влечениям (тут он невиновен), но эти стремления могут развиться до степени, когда превышается закон и принятые нормы (тогда он виновен). Таким образом, несчастье героя заслужено не только им самим, но имеет объективные причины.

Драматургия Лессинга является подтверждением его теоретических взглядов. Его пьеса «Мисс Сара Сампсон» (1755) — первая семейно-буржуазная драма в Германии («бюргерская трагедия»). Впервые на немецкой сцене появились простые люди, была показана повседневная жизнь. Главная героиня пьесы, девушка из добропорядочной буржуазной семьи (действие происходит в Англии), гибнет, соблазненная мотом и повесой Меллефонтом, от руки его бывшей возлюбленной.

Драматург следовал еще канонам классицизма, соблюдая требования трех единств, придерживаясь однолинейной характеристики героев, хотя во многом и отошел от них: использовал новый материал, перевел сюжет и коллизии в обыденный мир. Однако Лессинг сразу увидел узость идейного содержания мещанской драмы, в которой самоотречение героев совершается ради семейных, а не государственных интересов, а домашние несчастья трактуются без связи с общественными конфликтами. В следующей своей пьесе он дал образец национальной самобытной драмы.