Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература - Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759—1805) навсегда вошел в историю мировой культуры как пламенный защитник свободы человеческой личности и всего человечества. В его творчестве общечеловеческое, органически соединяясь с национальным, всегда стояло на первом месте. Свободолюбивый дух Шиллера сформировался в условиях поразительной общественной и личной несвободы, вопреки пытавшейся сломить его судьбе.

Шиллер родился в Марбахе-на-Неккаре (владения герцога Вюртембергского) в семье военного фельдшера. В 1773 г., после окончания латинской школы, он становится учеником военной Карлсшуле в Штутгарте, где получает разностороннее образование. В 1781 г. написана его первая пьеса «Разбойники», после премьеры которой в Мангейме 13 января 1782 г. стало ясно, что в литературу пришел талантливый драматург. Но всего лишь за одну поездку в Мангейм герцог посадил поэта под арест. И тогда Шиллер, помня о трагической судьбе Шубарта, решается на побег. 22 сентября 1782 г. начинаются его скитания, борьба за существование, обретение самостоятельного пути в литературе.

Талант Шиллера удивительно многообразен. За свою сорокапятилетнюю жизнь он проявил себя как выдающийся поэт, драматург, прозаик, историк, философ. Художественный метод Шиллера отразил всю сложность литературного процесса конца XVIII в., в нем переплелись черты сентиментализма, просветительского реализма, классицизма, тенденции романтизма. Первый период его творческой деятельности связан с движением «Бури и натиска». Ярким образцом штюрмерской драматургии стали его «Разбойники». И хотя в дальнейшем литературоведы будут говорить о некоторой неестественности ситуаций, недостаточной разработанности характеров, драма поразила зрителей прежде всего тем, что отражала реальную жизнь, насущные проблемы немецкой действительности.

Пьеса построена в духе эстетики «Бури и натиска», на резких контрастах, проявившихся и в основных конфликтах, и в образной системе, и в самой речи персонажей. Главный конфликт «Разбойников» — конфликт между смелой, свободолюбивой личностью и трусливым, отравленным духом подлости и торгашества обществом. Карл Моор — типичный штюрмерский герой, «бурный гений», одиночка, решившийся на бунт против всего общества. С гневом клеймит он свой постыдный век: «Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов, способный только пережевывать подвиги былых времен» (перевод Н. Man). Став разбойником, Карл Моор борется против ненавистного ему порядка, пытается в одиночку восстановить справедливость. Его идеал — республиканские Греция и Рим, исполненные гражданской доблести герои Плутарха.

Основной конфликт имел социальный характер, но в силу условий Германии Шиллер не мог показать реальные столкновения своего героя с сильными мира сего (зритель лишь узнает о них из речей Карла и других персонажей). Поэтому движущей пружиной действия становится конфликт между двумя братьями — конфликт личный, но имеющий глубокий общественный и философский смысл. Образы Карла и Франца контрастно противопоставлены. Если Карл воплощает в себе лучшее, смелое, вольнолюбивое начало, которое сохранилось еще в филистерской Германии, то Франц является примером уродств старой, отжившей Германии. Деспот по своей природе, он добивается своих целей подлостью, хитростью, вероломством. Для него не существует нравственных законов, собственное «я» он ставит превыше всего. По-своему сильная личность, Франц одержим одной лишь жаждой власти и готов убрать с дороги всех, кто ему мешает, даже родного отца. Противоборство двух братьев предстает как противоборство двух жизненных позиций.

Однако и натура Карла Моора полна контрастов, внутренних противоречий. Эмоциональное в нем берет верх над рациональным: па открытый протест его толкает прежде всего личная обида — проклятие отца. С крахом семейной гармонии для него рушится и гармония всего миpa, oн готов обратить свою ненависть против всего рода человеческого: «О, я хотел бы отравить океан, чтобы из всех источников люди впивали смерть!» Шиллер показывает, как постепенно нарастает конфликт Карла с самим собой и с остальными разбойниками. Карл не грабит, он мстит. Но постепенно герой с ужасом осознает, что жертвами его мести (пусть лишь руками его подопечных) невольно становятся и невиновные: «Но детоубийство? Убийство женщин? Убийство больных? О, как тяжко гнетут меня эти злодеяния!» Став невольной причиной смерти отца, в отчаянии убив возлюбленную, Карл в финале решает добровольно сдаться властям. Герой отрекается не от самой идеи справедливости, а от избранного им пути. Шиллер развенчивает индивидуалистический бунт, показывает его бесперспективность.

В духе художественных устремлений «бурных гениев» выдержан и язык «Разбойников»: эмоционально перенасыщенный, страстный, содержащий множество восклицаний, он контрастно сочетал высокую патетику и разговорный стиль, даже просторечие. В «Разбойниках», как ни в одном произведении немецкого Просвещения, открыто выразился руссоистский идеал республиканизма и народовластия. Не случайно именно за эту драму Шиллер будет в годы Французской революции удостоен почетного звания гражданина Республики.

Республиканские настроения отразились и в следующей драме Шиллера — «Заговор Фиеско в Генуе» (1782). Но подлинной вершиной штюрмерского периода его творчества по праву считается «Коварство и любовь» (1783). Это — трагедия социальная, политическая, хотя главной в ней является любовная интрига.