Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература - Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Пьеса построена на столкновении двух миров: феодального, деспотического, мира лжи и коварства — и третьесословного, мира простых и честных людей, мира любви. Первый из них представляет не появляющийся на сцене, но незримо присутствующий герцог, жестокий и властный президент фон Вальтер, сплетник и болтун фельдмаршал фон Кальб, личный секретарь президента, угодливый и пресмыкающийся Вурм. В противоположном лагере — семья скромного учителя музыки Миллера, исполненные чувства высокого человеческого достоинства отец и дочь, а также сын президента Фердинанд, человек передовых убеждений, питающий отвращение к аристократической среде.

Пьеса написана в соответствии со строгими законами драматургического искусства. Действие развивается стремительно, причем характеры героев выявляются прежде всего в их поступках. Все сюжетные линии туго стянуты в узел одного главного конфликта. Дочь бедного музыканта Луиза и сын президента Фердинанд любят друг друга. Их чистая, прекрасная любовь преодолевает сословные барьеры. Но в самой идиллии любви уже заключено предчувствие близкой трагедии. Силы коварства начинают свою невидимую работу. Президент Вальтер, пришедший к власти ценой преступления, решает женить сына на леди Мильфорд, фаворитке герцога, и тем самым упрочить свое положение. Низкий и коварный Вурм, отвергнутый Луизой, расчетливо спешит донести президенту о любви Фердинанда и Луизы. Сцена появления разъяренного президента в доме бедного учителя — одно из самых ярких выражений бюргерского самосознания и бюргерского бесправия. Фердинанд полон решимости защищать свою любовь: «Нет, я разрушу его коварство, я порву железные цепи предрассудков, я выберу, кого хочу, как подобает мужчине, и пусть у мелких людишек закружится голова при взгляде на великий подвиг моей любви!» (перевод Н. Любимова).

Но Фердинанд не смог до конца оценить всю силу коварства: когда не удалось прямое насилие, пускается в ход насилие изощренное — клевета. Оклеветана Луиза, и оскорбленный, поверивший клевете Фердинанд лишает жизни и ее, и себя. Любовь погибает в царстве лжи, насилия, коварства. Пьеса звучала как гневный протест против уродливой действительности, против деспотизма, узурпации естественных прав личности. В ней прекрасно была воссоздана душная атмосфера карликового немецкого государства, феодального гнета, попрания человеческого достоинства.

«Дон Карлос» (1787) —первая историческая драма Шиллера, ставшая переходной от штюрмерского к новому этапу творчества. Новые идеи сказались уже в самой форме пьесы: на смену экспрессивной, подчас грубоватой прозе приходит классическиясный стих. Действие происходит в Испании начала XVIТ в., предстающей как зловещий символ всего феодального мира. Дон Карлос, сын жестокого и властного Филиппа II, решает стать на сторону восставших Нидерландов. Кроме того, Дон Карлос — соперник Филиппа в любви: он любит королеву Елизавету, ранее предназначавшуюся ему в жены. Король подозревает жену и сына в измене.

Дух свободолюбия, ненависти к тирании поддерживает в Карлосе его друг и мудрый наставник маркиз Поза. Он свято верит в человеческий прогресс, в неизбежность победы гуманных идей и пытается воздействовать на разум и совесть короля. Маркиз Поза уповает не на бунт, а на преобразования, осуществленные мудрым монархом. В знаменитой сцене аудиенции он бесстрашно убеждает Филиппа в том, что самодержавие противно естественным законам: «Всмотритесь в жизнь природы. // Ее закон — свобода» (перевод В. Левина). В противоположность Карлу Моору, собственными руками убивавшему жестоких помещиков, мечтатель-гуманист Поза бросается на колени перед королем со страстным призывом даровать подданным свободу мысли.

Но Шиллер показывает крушение планов Позы, который осознает неосуществимость своих идеалов в современных ему условиях: «Нет, для моих священных идеалов // Наш век еще покуда не созрел. // Я гражданин грядущих поколений». Благородный маркиз Поза гибнет, чтобы спасти Карлоса. Однако Дон Карлос, потрясенный гибелью друга, самоотверженно отказавшийся от любви, тоже обречен: Филипп передает сына в руки инквизиции.

Сложен и неоднозначен образ Филиппа. Он не является абстрактным воплощением зла, способен по достоинству оценить высокие моральные качества маркиза Позы. Шиллер изображает деспотизм не как власть одного человека, но как многовековой сложный механизм подавления свободы человеческой личности. Именно поэтому в финале пьесы появляется одна из ключевых ее фигур — Великий Инквизитор, перед которым король вынужден держать ответ за то, что поддался речам Позы, «возжаждал человека». По своему тираноборческому, антиклерикальному пафосу «Дон Карлос» тесно связан с ранними пьесами Шиллера. Но в нем уже содержались черты будущей программы «веймарского классицизма», и прежде всего идея преобразования мира путем воспитания прекрасного человека.

К середине 80-х гг. Шиллер отказывается от принципов «Бури и натиска». Отголоском бунтарских настроений и светлой надеждой на будущее прозвучало знаменитое стихотворение «К радости» (1785), вдохновившее Бетховена (оно венчает его Девятую симфонию). Ода отразила великую веру поэта в Человека, в грядущее братство людей.

После завершения «Дон Карлоса» наступает десятилетний перерыв в драматургическом творчестве Шиллера. Это время глубокого осмысления философских и эстетических проблем, время прямого обращения к истории. Исторические работы Шиллера «История отпадения Соединенных Нидерландов» (1788) и «История Тридцатилетней войны» (1789) проникнуты верой в прогресс человечества; в то же время история предстает в них в идеалистическом освещении, как история сильных личностей.

Сложным и противоречивым было отношение Шиллера к Великой французской революции. Приветствуя ее вначале, он затем осуждает якобинскую диктатуру. Поэт все больше склоняется к мысли о том, что главную роль в преобразовании мира играет не политическая борьба, а эстетическое воспитание человека, сами понятия борьбы и свободы переносятся во внутренний мир человека. Не случайно именно в разгар якобинской диктатуры появляется важнейшая теоретическая работа Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека» (1793—1795). Поэт убежден, что «путь к свободе ведет только через красоту». Так закладывается одна из важнейших теоретических основ «веймарского классицизма». Большое влияние на создание эстетической программы Шиллера оказал Кант «критического» периода (прежде всего его «Критика способности суждения», 1790). В конечном итоге Шиллер подменяет реальное бытие «царством эстетической видимости», однако пытается преодолеть субъективизм Канта, показать объективные критерии искусства, его действенную роль. Его программа далека от эстетизма. Поэта всегда волновали судьбы родины и человечества.