Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература - Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) вершина не только немецкого, но и европейского Просвещения, оно подытоживает все созданное веком Разума и выходит навстречу искусству будущего. Гёте — художник необычайной творческой мощи и универсализма: лирик, наделенный «всеми мелодиями души» (Бехер), романист, новеллист, драматург. Кроме того, он — критик и эстетик, философ и естествоиспытатель, чьи изыскания и сегодня сохраняют свое значение.

Сложен и не поддается однозначному определению творческий метод Гёте: в его творчестве есть черты барокко и рококо, сентиментализма и классицизма, просветительского реализма и даже романтизма. Все это позволяет определить метод Гёте как своеобразный художественный универсализм. Чрезвычайно сложен и творческий путь великого поэта: на каждом новом витке своего истинно диалектического развития он отрицает самого себя и возрождается в новом качестве. И все же этот путь можно условно разделить на два неравных во временном отношении периода — до 1775 г. (год переезда в Веймар) и после. Первый из них связан с движением «Бури и натиска», второй — с «веймарским классицизмом».

Гёте родился во Франкфурте-на-Майне в знатной бюргерской семье, получил разностороннее домашнее образование. Начало его литературной деятельности связано с годами учения в Лейпцигском университете (1765—1768). Произведения этих лет (пьесы «Капризы влюбленного», «Совиновники», анакреонтические стихотворения) написаны в традициях искусства рококо.

Встреча с Гердером в Страсбурге (после болезни писатель возобновляет учебу уже в Страсбургском университете) стала поворотным моментом в творческой эволюции Гёте. Гердер познакомил младшего друга с новыми идеями, открыл исторический подход к искусству, научил пониманию его национального своеобразия, раскрыл идею глубочайшего внутреннего единства мировой культуры. Под его влиянием Гёте знакомится с идеями Дидро и Руссо, начинает заниматься народной поэзией (и не только немецкой), наконец, открывает для себя подлинного, исторического Шекспира. Большое влияние оказала на молодого Гёте (также через посредство Гердера) философия чувства Гамана, его мысли о единстве мировой жизни, о том, что эмоциональное, образное мышление, поэзия — «изначальный язык человеческого рода». Под воздействием Гердера и Гамана написана программная статья Гёте-штюрмера «О немецком зодчестве» (1771), где прославляется творческая фантазия гения, не скованного никакими правилами и канонами. В Страсбурге Гёте становится наряду с Гер дером одним из вождей движения «Бури и натиска». В штюрмерский период творчества им созданы замечательные лирические стихотворения, первая немецкая драма из национальной истории «Гец фон Берлихинген с железной рукой» (1771 —1773), роман «Страдания юного Вертера» (1774). В эти же годы Гёте впервые обратился к сюжету о докторе Фаусте.

В лирике молодого Гёте переплетаются две тенденции — начатая им самим традиция интимного лирического стихотворения, близкого по своему строю к народной песне, и традиция философского гимна, идущая от Клопштока.

Но и в простоте песенной формы, и в сложнейшем рисунке философского гимна его лирический герой представал «бурным гением», наделенным страстной, активной жаждой жизни и творчества. Цикл «Зезенгеймские песни» (1770—1771), ставший одной из вершин немецкой поэзии, навеян любовью молодого Гёте к юной Фридерике Брион. В стихотворении «Свидание и разлука» поэт тонко передает лихорадочное, взволнованное состояние влюбленного, его страстный порыв: «Душа в огне, нет силы боле, // Скорей в седло и на простор! // Уж вечер плыл, лаская поле, // Висела ночь у края гор. // Уже стоял, одетый мраком, // Огромный дуб, встречая нас; // И тьма, гнездясь по буеракам, // Смотрела сотней черных глаз» (перевод Я. Заболоцкого). Впервые в немецкой поэзии появился такой рельефный и живописный реалистический пейзаж, впервые с такой глубиной раскрывался духовный мир человека, его органическое единство с миром природы. Даже интимная лирика не замыкается у Гёте в узком камерном мирке. Ей нужен простор и неистовость чувств. Знаменитая «Майская песня» (1771) стала гимном одухотворенной, преображающей человека любви. Влюбленные и буйно цветущая природа сливаются в едином эмоциональном порыве.

Штюрмерская лирика Гёте при всей ее перенасыщенности эмоциями несет в себе глубокую философскую мысль. В ней своеобразно преломляется спинозизм раннего Гёте, раскрывается идея полного слияния человека с обожествленной природой («Ганимед»).