Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Немецкая литература - Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Его трагедия — это трагедия человека, не находящего места в мире, задыхающегося в нем. Роман ярко отразил и главные идеи «Бури и натиска», и внутренний кризис движения, стал прощанием Гёте с годами бурной и мятежной юности.

В 1775 г. Гёте по приглашению герцога Карла Августа переезжает в Веймар и вскоре становится членом правительственного совета. Его захватывает дух преобразований, он пытается практически осуществить просветительские идеи. Гёте занимается усовершенствованием дорог и судопроизводства, горного дела и школьного образования, совершает смелый шаг, отменив крепостные повинности и феодальные подати. Но вскоре наступает горькое отрезвление: его реформы отменены герцогом по настоянию веймарского дворянства. Полностью разочаровавшись в государственной деятельности, Гёте пытается найти применение своей безудержной творческой энергии в изучении природы (занимается ботаникой, физиологией, оптикой, метеорологией, геологией).

Как художник он переживает творческий кризис. В первое веймарское десятилетие им созданы немногочисленные поэтические произведения, ставшие шедеврами мировой литературы: «Ночная песня путника» (первая и вторая), «Ильменау», баллада «Лесной царь», великолепно переведенная В. А. Жуковским, сохранившим удивительный ритм стихотворения и его таинственную и трагическую атмосферу. В 1777—1785 гг. Гёте работает над незаконченным романом «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (первый вариант будущего романа «Годы учения Вильгельма Мейстера»). Поэт чувствует все большую отчужденность, задыхается в веймарской атмосфере.

В 1786 г. Гёте решается на побег: 3 сентября он уезжает в Италию, благословенную родину гуманистов, страну, сам воздух которой, казалось, пропитан искусством. Его отъезд был продиктован отчаянным стремлением выйти из творческого тупика.

Атмосфера искусства благотворно повлияла на Гёте. Он возвращается к некоторым старым замыслам, вновь начинает писать. В Италии созданы «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо». Эти произведения свидетельствовали о новых эстетических позициях, которые легли в основу «веймарского классицизма». В Италии Гёте заново открывает для себя античное искусство, его «благородную простоту и спокойное величие» (эти слова становятся творческим девизом поэта). Бурная гениальность уступает место гениальности гармоничной (гармония понимается как единство прекрасного содержания и не менее прекрасной формы). Стремление к гармонии, к умиротворению взамен прежнего неистового, бурного порыва проявилось уже в лирике первого веймарского десятилетия. Если в «Песне странника в бурю» (1772) лирический герой видит в буре свою стихию, то в знаменитой второй «Ночной песне путника» (1780) человек и природа сливаются в жажде покоя, отдыха, умиротворения: «Горные вершины // Спят во тьме ночной, // Тихие долины // Полны свежей мглой; // Не пылит дорога, // Не дрожат листы... // Подожди немного — // Отдохнешь и ты!» (перевод М. Ю. Лермонтова).

Переходным произведением от штюрмерского к новому этапу творчества стала трагедия «Эгмонт» (1787), начатая еще до переезда в Веймар. Главная тема пьесы — борьба за свободу против деспотизма (историческим материалом для поэта послужила борьба нидерландского народа против испанского владычества).

Герой трагедии Эгмонт — это новый, совершенный человек, о котором мечтал Гёте, Одной из самых ярких черт Эгмонта является его удивительное жизнелюбие, необыкновенная способность ощущать всю красоту и радость жизни, ее скрытую гармонию. Любовь Эгмонта к Клерхен — светлое, могучее и в то же время вполне земное чувство. Эгмонт гибнет не только потому, что оказался нерасчетливым и беспечным, попав в ловушку к герцогу Альбе, но прежде всего потому, что время для прекрасного, гармоничного человека, для «свободной человечности» еще не созрело. В конце трагедии Эгмонт мужественно идет на смерть, сознавая, что она не бесплодна: «Я умираю за свободу. Для нее я жил, за нее боролся, и ей в страданиях я приношу себя в жертву».

Трагедия написана прозой, которая, однако, пронизана лиризмом, музыкальным ритмом и временами напоминает белый стих. Эту внутреннюю глубину и музыкальность пьесы глубоко ощутил Бетховен, написавший свою гениальную музыку к «Эгмонту» (1810).

«Ифигения в Тавриде» (1786) —классицистическая трагедия Гёте, совершеннейшая по форме. Именно в этой драме, в самом ее языке наиболее полно воплотились те «благородная простота и спокойное величие», которые Винкельман считал неотъемлемым свойством античного искусства. Но, обращаясь к античности, Гёте ставит в трагедии актуальные вопросы, глубоко волнующие его. Прежде всего — это вопрос о путях преобразования мира. В «Ифигении в Тавриде», полностью отказавшись от штюрмерского бунта, поэт видит этот путь в духовном обновлении человека: гуманность и красота спасут мир. Своей самоотверженной любовью Ифигения возрождает к жизни Ореста, терзаемого Эриниями. Ее благородство и человечность одерживают победу в споре с царем Фоантом, позволяют героям благополучно вернуться на родину. Такой финал утопичен, если подходить к нему с мерками реальности. Но так Гёте при помощи искусства, возвышающего человеческую душу, стремится преодолеть убожество жизни.