Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Американская литература

Американская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




В проповедях и трактатах Джонатана Эдвардса (1703—1758) утверждается традиционное пуританское мировоззрение, исследуется внутренний мир человека, которого автор призывает к самоусовершенствованию. Он пытается определить сущность свободы, понять предназначение человека, хочет вернуть людей в лоно любви и добра.

К середине XVIII ст. в Америке наблюдается активизация литературной жизни. Начало этому процессу положила деятельность кружка Уильяма Смита. Члены кружка исповедовали мысль, что литература имеет общественное значение, занимались переводами. Все большую популярность приобретают памфлеты, которые печатались в газетах. Их авторы (Франклин, Джефферсон, Пейн) воспитывали в читателях гражданские чувства, призывали к участию в борьбе за независимость. Чтение памфлетов на площадях было событием не только литературным, но и политическим. Быстрое экономическое развитие и рост гражданской зрелости колонистов привели к Американской революции. Она провозгласила отделение церкви от государства, свободу религиозных убеждений; в северных штатах было ограничено и с течением времени отменено рабство. В ходе революции сторонники республики остались в Америке, роялисты же покинули ее. Принятая в 1787 г. Конституция официально провозгласила Соединенные Штаты Америки федеральной республикой. Она способствовала централизации власти, сплочению штатов и дальнейшему развитию буржуазных отношений. Однако Конституция основные права даровала наиболее богатым слоям населения, обеспечив им господствующее положение. Партия федералистов наиболее активно выступила против демократических принципов, провозглашенных в Декларации независимости (1776). Недовольство фермеров и ремесленников сложившейся ситуацией нашло отражение в широком демократическом движении под руководством Шейса (1786).

Одним из убежденных демократов был Бенджамин Франклин (1706—1790). Он защищал «естественные права», ценил в человеке не высокое происхождение, а его нравственные качества и способность к деятельности ради общественного блага. С 1727 г. Франклин вел активную просветительскую деятельность: основал библиотеку, ставшую впоследствии Публичной библиотекой Филадельфии, организовал Американское научно-философское общество (1743), одно из старейших в Америке; он способствовал созданию больниц для бедных. Начиная с 1732 г. он стал печатать в «Пенсильванской газете» календарь «Альманах Бедного Ричарда», в котором излагались разнообразные сведения по метеорологии и астрономии. «Альманах» пользовался большой популярностью у фермеров и ремесленников, с удовольствием читавших в нем остроумные, близкие по языку к народным басни, поучения, притчи, содержавшие быстро входившие в обиход афоризмы. В предреволюционный период в сатирических притчах Франклин сводил на нет притязания английского короля на американские земли. Религиозный текст Библии становится у него сатирой на политические устои британской монархии. Франклин — противник религиозной нетерпимости, он проповедовал скромную и трудолюбивую жизнь. В 1775 г. Франклин принял участие в редактировании текста Декларации независимости. В памфлете «О работорговле» (1790) он стремился пробудить у своих современников чувство человеколюбия и справедливости. Творческий путь он завершил изданием «Автобиографии» (1791). Герой ее — человек, воплотивший дух американского Просвещения. Он уделял большое внимание вопросам нравственного совершенствования человека, в основе которого — воздержание, стремление к порядку, бережливость, прилежание, искренность, справедливость, спокойствие, целомудрие, смирение.

Томас Джефферсон (1743—1826), противник федералистов, философ и публицист, основатель Виргинского университета, автор Декларации независимости. В Декларации излагались принципы новой формы правления и законы, по которым должно жить в обществе. В основу документа была положена идея о «естественных правах» человека: это — всеобщее равенство, свобода, стремление к счастью, право на революционное переустройство общества, если существующая социальная система не обеспечивает этих «естественных прав». В «Заметках о Виргинии» (1787), написанных в форме записок, Джефферсон осуждает рабство; учитывая влияние климатических условий и местных обычаев, он анализирует законы общественной жизни и требует расширения демократии, соответствия принятых установлений отношениям современного общества.

Крупнейшим пропагандистом американской революции был Томас Пейн (1737—1809). В памфлете «Здравый смысл» (1776), рассчитанном на самого широкого читателя, Пейн обосновал необходимость отделения колоний от метрополии. Защищая независимость Штатов, он говорил о несовершенстве монархической формы правления и преимуществах республиканского строя. На протяжении Войны за независимость (1775—1783) Пейн издавал обозрение «Кризис» (1776—1783), в котором отражал основные события революции, высмеивал врага, вдохновлял и подбадривал тех, кто боролся за свободу. После победы американской революции Пейн уезжает в Европу. Он пишет знаменитый трактат «Права человека» (1791), в котором изложил принципы буржуазно-демократической республики, славил «сверкающие революции Америки и Франции», в результате которых «взошло солнце разума». Памфлетом «Век разума» (1794) он нанес сокрушительный удар по религии, а в следующем сочинении — «Аграрная справедливость» (1797) уже обнажил социальные язвы молодой буржуазной Америки.