Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Американская литература

Американская литература
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Американская литература развивалась не только в жанрах публицистических. В период Войны за независимость возникали произведения, близкие к фольклору,— песни, патриотические баллады. Безымянный творец «Баллады о Натане Гейле» рассказывает о пленении англичанами молодого офицера из армии Вашингтона, который достойно ведет себя перед казнью, понимая, что гибнет за родину. Большой популярностью пользовались куплеты «Янки Дудль» (впервые появились после зимовки американской армии 1777—1778 гг.).

Певцом революции стал поэт Филипп Френо (1752—1832). Он выпускал «Национальную газету», ставшую органом пропаганды демократической партии. Поэт-гражданин, писавший на языке, понятном народу, он создавал стихи, близкие по характеру к народной сатирической песне. Его патриотические произведения прославляли справедливость и равенство всех людей. Он повествует о горестной судьбе ветеранов после окончания Войны за независимость («Американский солдат. Картины с натуры», 1795), о страданиях тех, кто был взят в плен англичанами и призывает своих соотечественников к отмщению («Британская плавучая тюрьма», 1781). Выступая как идеолог Просвещения, Френо пишет оду «Боже, спаси права человека» (1793), где выражает тревогу за судьбу нового демократического строя, которому предстоит долгая борьба с миром старым, уходящим. Во времена умеренных реформ Френо отходит от активной политической деятельности, но продолжает писать. Разделяя воззрения сентименталистов, он создает стихи, где описывает американскую природу («Дикая жимолость», 1786; «К дикой маргаритке», «К пчеле, пившей из стакана вина и утонувшей в нем»). Эти стихи стали лучшими образцами американской лирики XVIII ст.

После завершения Американской революции публицистика начинает уступать место художественной прозе. Появляется американский роман. Хью Брэкенридж (1748—1816) пишет сатирический роман «Современное рыцарство» (1792—1815), в котором поднимает политические, социальные, морально-воспитательные проблемы, бичует пороки современности. Герой романа, просвещенный американец капитан Джон Фарраго путешествует по Пенсильвании со своим слугой Тигом О'Риганом и пытается наставить на путь истинный своего грубого и невежественного лакея, который постоянно попадает в нелепые переделки и лелеет надежду занять когда-нибудь государственную должность. Демократические свободы Тиг стремится использовать лишь для своей личной пользы. Он уловил дух времени, когда на государственные посты попадали люди некомпетентные, пронырливые и алчные, и хочет воспользоваться этой возможностью. Брэкенридж убежден, что подобные личности могут погубить демократию, что их политическая бездарность представляет собой угрозу молодому обществу. Сам он был сторонником мудрого государственного устройства и противником корыстолюбия и ростовщичества. Осуждается в романе и рабовладение.

Другой тип романа вышел из под пера Чарльза Брокдена Брауна (1771—1810). Лучшим его произведением стал «Виланд» (1798). В этом психологическом романе исследуется патологическое состояние души героя, которое и привело его к убийству жены и детей. Однако исследование «темных сторон» человеческой психики не сочеталось у Брауна с правдивым отражением жизни. Тем не менее сам анализ внутренней жизни героев, фантастические элементы, свойственные роману, оказали воздействие на развитие американского романтизма.

Итак, американская литература в XVII—XVIII вв. сделала первые свои самостоятельные шаги. Она живо откликалась на происходящие в стране события и выражала национальное самосознание американцев.