Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Славянские литературы

Славянские литературы
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Развитие славянских литератур XVII—XVIII вв. происходило по-разному, в основном замедленно. Длительное время удерживались старые традиции (не только собственные, но и заимствованные). Конкретно литературное движение каждой страны зависело от того положения, которое занимала она в условиях национального порабощения. Словенцы, хорваты, боснийцы, сербы, черногорцы, македонцы, болгары уже несколько столетий находились под турецким игом, тормозившим развитие национальных культур. Чехам приходилось бороться с онемечиванием, словакам — с мадьяризацией. Распри магнатских группировок в Польше ослабляли центральную власть и привели страну к упадку.

В культурной жизни славянских народов важное место занимало народное творчество. В мифологических песнях южных славян отражалось влияние язычества. «Юнацкие песни» призывали к защите родины, к взаимопомощи, разрабатывали любовную тематику. Сюжетом для песен являлись подвиги народного защитника Марко Кролевича, борца с турецкими завоевателями. «Гайдуцкие песни» рассказывали о тех, кто ушел в леса бороться с турками. Самое различное содержание имели баллады, представлявшие собой стихотворные рассказы и повести. Собирание и обработка фольклора началась в XVIII в., что явилось важным в возрождении славянских литератур.

Сербско-хорватская литература в XVII в. представлена именами Юния Палъмотича (1606—1657), Ивана Бунина (1594—1658), Ивана Гундулича (1589—1638). На их творчество оказывало большое влияние то обстоятельство, что они жили в Дубровнике, городе-государстве с богатой культурной историей.

Дубровницкие поэты писали стихи на латинском, итальянском и хорватском языках, но уже к середине XVI в. основным литературным языком становится хорватский. Дубровницкая литература XVII в. обнаруживает богатство жанров, а ее главной темой становится тема борьбы южнославянских народов против турецкого владычества. Поэма И. Гундулича «Осман» (изд. в 1826) рассказывает о победе польского войска над турками в битве при Хотине (1621) и выступает за славянское единство. Красочные описания исторических событий дополняются философскими размышлениями о бренности жизни, оттеняются фантастическими элементами и народными преданиями. Гундулич также написал драму-пастораль «Дубравка» (1628), поэму светского содержания «Стыдливый любовник» (1622), множество религиозных стихов. Ю. Пальмотич в поэме «Христиада» (1670) излагает библейский миф о Христе, чудесах, им творимых, казни и воскресении. В XVIII в. начинается упадок Дубровницкой республики, что отражается и на развитии литературы, которая к началу XIX в. полностью вливается в хорватскую.

В сербской литературе крупнейшей фигурой XVII—XVIII вв. является Досифей Обрадович (1742—1811), просветитель, писатель, поэт, общественный деятель. Его книга «Жизнь и приключения Дмитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» (1783) заложила основы новой сербской литературы. По существу, перед нами роман воспитания: герой вначале юн, наивен, неопытен, затем, проходя через различные испытания, становится умудренным жизненным опытом человеком. В трактате «Советы здравого разума» (1784) Обрадович выступает против германизации сербской культуры, первым выдвигает идею единства и общности языка южных славян. Большую роль в развитии сербской литературы сыграли его «Басни» (1788).

Литературная жизнь Болгарии была сосредоточена главным образом в монастырях, где обучались и работали переписчики книг, составлялись сборники поучений («дамаскины»). Они содержали жития деятелей церкви, легенды, исторические предания, проповеди, фольклорные, естественнонаучные и нравоучительные материалы. Среди составителей — «дамаксинаров» наибольшую известность получил Иосиф Брадатый (1690—1757). Устное творчество народа и «дамаскины» помогли сохранить болгарскую культуру. Поддерживая национально-патриотические настроения, они создали условия для национального возрождения Болгарии.

Родоначальником болгарского Возрождения признан Паисий Хилендарский (1722—1798), историк, философ, публицист, автор «Истории славяно-болгарской» (1762). Учеником Хилендарского был Софроний Врачанский (1739—1814), автор первой печатной книги на болгарском языке («Кириакодромион сиречь Недельник», 1806). В автобиографии «Житие и страдания грешного Софрония» (изд. в 1861) описаны быт и нравы народа, беззакония турок, приключения самого Софрония. Ему также принадлежит ряд сборников поучений, в которые вошли басни, наставления и «словосказания».

Чешская литература в XVII—XVIII вв., но существу, вела борьбу за выживание. Под давлением габсбургских правителей и немецкой католической церкви уничтожалась чешская культура, латынь и немецкий вытесняли чешский язык, а распространение чешских книг жестоко преследовалось. Многие чешские писатели оставили родину, но они продолжали создавать литературные произведения в эмиграции. Самой яркой фигурой среди них был Ян Амос Каменский (1592—1670), педагог и мыслитель, философ и поэт, проповедник и писатель.