Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Славянские литературы

Славянские литературы
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Он стал основоположником педагогики, создав стройную систему образования и воспитания, собирал пословицы и поговорки, работал над словарем чешского языка, переводил Вергилия, пытался ввести метрическое стихосложение в чешскую лирику по античному образцу («О чешской поэзии», 1620). Каменский писал стихи и духовные песни. Наиболее крупным его произведением является «Лабиринт света и Рай сердца» (1623), в котором жизнь изображена как суета и блуждания человека, его бедствия и горести. Удовлетворение духа человек находит при обращении к богу. Автор считал свое произведение проповедью, но по сути оно было художественно-философским отражением эпохи. После Вестфальского мира, закрепившего зависимое положение Чехии, Каменский пишет аллегорическое завещание «Последняя воля умирающей матери нашей, братской общины» (1650). Последние годы жизни Каменский провел в Амстердаме, издавая и рассылая чешские книги, а также публикуя свои дидактические произведения, принесшие ему европейскую славу.

Эмигрантами были и Павел Странский (1583—1657) и Павел Скала (1583—1640). Странский написал книгу о чешском государстве, сыгравшую важную роль в борьбе с фальсификаторами-католиками, а Скала издал на чешском языке десять томов «Церковной истории». Только через сто лет после написания был издан трактат Богуслава Бальбина (1621—1688) «В защиту славянских языков, особенно чешского» (1672), ставший в XVIII в. основой для деятельности просветителей. Чешское национальное возрождение начинается только в конце XVIII в. «Будители» (просветители) вели борьбу за развитие чешского языка, на котором начала создаваться светская литература (Й. Добровский, 1753—1829; А. Я. Пухмайер, 1769—1820 и др.).

Формировалась национальная драматургия. В 1737 г. в Праге был построен «Театр у Котцу», где ставились па немецком, а с 1785 г.— на чешском языках оперные и драматические спектакли.

Развитие польской литературы в XVII—XVIII вв. протекало довольно последовательно. Польша не испытывала зависимости от более сильных государств, и в то же время ее культурные связи с европейскими странами были разносторонними. На польский язык переведено множество произведений итальянских и французских писателей (Марино, Корнеля, Расина и др.). В первой половине XVII в. в польской литературе отдается предпочтение теме быта и описанию нравов среднепоместной шляхты, продолжает развиваться мещанская литература, живут традиции «совизжальской» (сатирико-шутливой) литературы. Сочинения пишутся на латинском и польском языках. Крупнейшим поэтом этого периода был Шимон Шимонович (1558—1629). Он завершил формирование жанра идиллий, начало которому положил Кохановский. Шимонович написал 20 идиллий, обеспечив этому жанру особую популярность в польской литературе.

Политическая анархия, экономическое оскудение Речи Посполитой во второй половине XVII в. явились результатом внутренней борьбы магнатских группировок. Обстановка в стране не благоприятствовала появлению в литературе высоких нравственных идей: шляхта была занята войной, любовными и политическими интригами, охотой, развлечениями и погоней за роскошью. В этот период сложилась особая культурно-идеологическая система, называемая «сарматизмом». В ее основу была положена теория о сарматском происхождении поляков (сарматы — иранские племена, населявшие в VI в. до н. э. Поволжье и При-уралье, в начале новой эры они распространились на При-кубанье, Северный Кавказ и Причерноморские степи).

Возведя в норму изоляцию от передового европейского идеологического и культурного развития, «сарматизм» стал оправданием социально-бытового консерватизма. На протяжении XVII—XVIII вв. он проявлял себя в намеренной грубости в поведении шляхты, бесчеловечном отношении к крепостным, пьянстве, религиозном фанатизме, невежественности и гражданском равнодушии. С проявлениями «сарматизма» боролись все передовые польские писатели.

Главной в литературе этого периода была религиозная тематика, создавались также оды, героические эпопеи, панегирики и любовные стихи. В лирике Яна Анджея Морштына (ок. 1620—1693) преобладали любовно-галантные мотивы, предназначенные для аристократического читателя. Самуэль Твардовский (между 1595—1600—1661) написал многотомную поэтическую хронику «Внутренняя война с казаками и татарами, Москвою, потом со Швецией и с Венгрией» (изд. в 1681). Художественное наследие Вацлава Потоцкого (1621—1696) составило около 300 тыс. стихов разнообразного содержания. Развивается также эпистолярная и мемуарная проза, давшая в дальнейшем (в XIX — XX вв.) богатый материал для польского исторического романа.

В первой половине XVIII в. получают распространение переводные авантюрно-рыцарские, сказочно-мифологические, галантно-любовные романы. Мыслящая часть польского общества пытается найти выход из создавшегося положения, оживить культурную жизнь. Появляются публицистические трактаты, предлагавшие меры по преобразованию существующих порядков.