Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 18 века - Славянские литературы

Славянские литературы
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Даже Станислав Лещинский, неудачливый король, издал в эмиграции во Франции сочинение «Свободный голос, свободу обеспечивающий» (1749), в котором призывал к упорядочению политического строя в стране, созданию современной армии, правовой опеки над крестьянами. Выступил с трактатом «Об успешном способе проведения совещаний» (1760—1763) Станислав Конарский (1700—1773), который убедительно доказывал вред «либерум вето». Как педагог, организатор школ, переводчик латинских поэтов и французских драматургов, автор теоретических трудов С. Конарский был первым представителем польского Просвещения.

Просвещение в Польше находилось в тесной связи с национально-освободительным движением и испытывало влияние западноевропейской культуры. Просветители боролись за отмену крепостного права, отстаивали принципы равноправия наций, стремились направлять развитие общественно-политической мысли, экономики, культуры, искусства.

Первый период польского Просвещения (до начала 80-х гг.) — время борьбы и вынужденных компромиссов сторонников реформ с феодальной оппозицией, создавшей в 1768—1772 гг. Барскую конфедерацию, чтобы силой оружия отстоять старые порядки. В 1772 г. Россия, Пруссия, Австрия осуществили первый раздел Речи Посполитой. Особенностью первого периода польского Просвещения явилось то, что вдохновителем борьбы с пережитками феодализма выступал королевский двор. В 1765 г. открылся первый польский национальный театр, в 1766 г.— первое светское учебное заведение (Кадетский корпус), а с 1773 г. народное образование выходит из-под влияния церкви. В школах и университетах вводится преподавание на родном языке.

Польская пресса последовательно проводит идею укрепления королевской власти как средства обуздания магнатского своеволия. Все резче отрицается принцип «либерум вето», критикуется вся нравственная система шляхты, появляются теоретические работы общевоспитательного характера, выдвигается требование чистоты и ясности литературного языка. Литература перестает быть только развлекательной и кастово ограниченной. Писатели все чаще обращаются к современной реально-бытовой тематике, вводят в произведения социально-политические идеи. В Польшу приходит классицизм. Его поэтика используется для отражения назревших социальных культурных проблем. Поэтому ведущим жанром становится не трагедия и эпическая поэма, а комедия (вместе с сатирой, басней, ирой-комической поэмой).

Основоположником польской просветительской драматургии явился Францишек Богомолец (1720—1784). Он написал около 50 комедий, в которых высмеивал шляхту и купечество, религиозный фанатизм и суеверия, слепое следование старине и преклонение перед всем иностранным. С именем Адама Нарушевича (1733—1796) связано рождение польской просветительской поэзии. Значительную часть поэтического наследства Нарушевича (в 1778 г. был издан четырехтомник) составляют оды, посвященные различным событиям придворной жизни. Часто это было лишь поводом для отображения актуальных общественно-политических проблем. Поэт отстаивает идею просвещенного абсолютизма, требует законодательства, справедливого для всех сословий («К Станиславу Августу», «К Родине», «К справедливости» и др.). Он критикует шляхту и ее отношение к мужикам («Различие при жизни», «Равенство после смерти»). В оде «К простонародью» он ярко описывает жизнь трудового народа, содержавшего «и государства и троны», но взамен получавшего лишь «кровавые мозоли». Перу Нарушевича принадлежат также идиллии, басни, сатиры. Важным событием в литературной жизни Польши явились шесть томов «Истории польского народа» (1780—1786), написанные Нарушевичем.

Проводя идею просвещенного абсолютизма, он указывает на примерах на пагубность своеволия шляхты, критикует католический Рим за его вмешательство во внутренние дела Польши. «История» стала не только идеологическим оружием в руках польских просветителей, но и оказала большое влияние на появление и развитие национального исторического романа.

Расцвет творчества крупнейшего писателя польского Просвещения Игнация Красицкого (1735—1801), создателя первого польского романа, относится к 70-м гг. XVIII в. Он является также автором проповедей, ирои-комических поэм, пародирующих феодальный эпос («Мышеида», 1775; «Монахомахия», 1778; «Антимонахомахия», 1780), басен, сатир, од, комедий и притч. И. Красицкий высмеивает невежество шляхты, ее гонор, низкопоклонство перед иностранным. В 1775 г. вышел его роман «Приключения Миколая Досвядчиньского». Читатели увидели знакомые картины жизни захолустной шляхты и воеводского города. Герой романа, сын небогатого помещика, воспитанный в духе «сарматизма», окунается сначала в бурную жизнь воеводского города, затем — Парижа. Жизненные перипетии делают его то рабом на рудниках в американских колониях, то забрасывают на фантастический остров. Наконец, он возвращается домой и пытается бороться с устаревшими порядками. Реалистические картины в романе переплетаются с робинзонадой и утопией. Второй роман Красицкого «Пан Подстолий» (1778—1798), написанный в трех томах, явился своего рода продолжением первого. Оба романа оказали огромное влияние на развитие польской художественной прозы.