Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм

Романтизм
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Романтизм как направление складывался под влиянием творчества и эстетических программ представителей различных литературных школ, кружков, группировок, а также отдельных художников. И хотя литературные манифесты романтиков не были однотипными (например, для иенской школы в Германии первостепенной была идея преображения мира посредством искусства и соответствующая ей концепция поэта-гения, а для кружка французских романтиков во главе с Гюго - обновления искусства, ниспровержения эпигонов классицизма), их творчество основывалось на сходных фундаментальных принципах - мировоззренческих и эстетических.

Преобладающие черты романтического миропонимания - отрицание просветительского рационализма, буржуазного прогресса, трагическое переживание утраты идеального в жизни и, с другой стороны, жажда совершенства, страстное стремление к идеалам. Романтизм возникал в переходную эпоху, когда старые ценности утратили свое значение, а новые не утвердились. От имени "сына века", века падения прежних авторитетов и переоценки всех ценностей, писал Мюссе: "Все то, что было, уже прошло. Все то, что будет, еще не наступило". Сложное время порождало настроение пессимизма, отчаяния, безнадежности и в то же время - предчувствие больших перемен в жизни, ощущение сопричастности стремительно меняющемуся на глазах миру.

Из чувства глубокой неудовлетворенности современной действительностью, желания видеть ее другой романтики бежали в область духа. Реальному миру они противопоставили свой духовный идеал, свое идеальное представление о жизни - возвышенное и прекрасное. Разрыв идеала и действительности определил сущность романтического двоемирия. Романтик создает свой, особый мир, соответствующий его идеалам, более прекрасный, гармоничный, чем действительный, а потому, с его точки зрения, и более реальный.

Исходная философская база романтизма - идеалистическая: романтики верили в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу. Во многом они опирались на воззрения немецких философов Фихте и Шеллинга, субъективный идеализм которых обосновывал романтический культ личности, возвышение человека над суетной и ничтожной повседневностью. Романтикам были близки мысль Шеллинга о подлинной "жизни" природы, субъективизация природы, ощущение единства ее и человека. Романтические пейзажи - это "пейзажи души" автора. "Иль горы, волны, небеса - не часть // Моей души, а я - не часть вселенной?" (перевод В. Левина) - вопрошает лирический герой Байрона. Философская идея бесконечности природы, глубокой внутренней взаимосвязи природы и человека наблюдается в произведениях Кольриджа и Гельдерлина, в картинах немецких живописцев Фридриха, Рунге, Коха.

Субъективность романтиков не исключала их стремления к объективности, живого интереса к действительности. Осмысление причин грандиозных событий современности, вовлеченности отдельной личности в исторический процесс - отправной пункт романтического историзма, Характерной особенностью романтического искусства становилось восприятие и отражение мира в динамике его явлений. Специфичность отношения романтиков к истории заключалась в том, что история подвергалась символической и мифологической обработке. "Мы живем во времена гигантских, преувеличенных масштабов, когда все, кто мельче Гога и Магога, кажутся нам пигмеями", - писал Байрон. В символических и мифологических (библейских, античных, фольклорных) образах романтики воплощали свои идеалы, в том числе революционные ("Паломиичество Чайльд-Гарольда", "Каин" Байрона; "Королева Маб", "Освобожденный Прометей" Шелли; знаменитая картина Делакруа "Свобода, ведущая народ").

В отличие от предшественников романтики часто обращались к средним векам, однако это не только уход от современности. Средневековье у них поэтично, идеализировано, но и исполнено драматических столкновений, восстаний, бунтов (В. Скотт, Гюго, Мицкевич). Такое изображение прошлого помогало осмыслить современность. Изображение истории и человека было важным в романтической драме (Гюго, Клейст, Словацкий), но во всем своем многообразии романтический историзм проявился в романе (В. Скотт, Купер, Виньи, Гюго, Дюма). Писатели стремились передать не только внешние приметы, но и дух эпохи: чувства людей, их верования, особенности поведения.

Субъективность романтиков не препятствовала познанию бытия. Чувство, интуиция, воображение - это "второе зрение", благодаря которому они могли раскрывать смысл явлений, понимать и объяснять прошлое, пророчески предсказывать будущее. Искусство истинного поэта, по мысли Фр. Шлегеля, "в том и состоит, что он умеет считавшееся самым обыкновенным и повседневным представить совершенно новым и преображенным в поэтическом свете, вкладывая в него высшее значение и... угадывая в нем глубочайший смысл". В балладе Мицкевича "Романтика", первом манифесте польского романтизма, провозглашается: "Больше, чем разуму, больше, чем глазу, // Верю я чувству и вере" (перевод А. Ревича). Благодаря воображению, чувству, интуиции романтики открывали такие сферы человеческого духа, какие не могли быть исследованы другим творческим методом.

Романтики часто обращались к фантастике, гротеску. В творчестве Гофмана и Гюго ярко проявился гротеск как принцип романтической типизации.