Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм

Романтизм
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Особое значение в романтической эстетике придавалось экспрессии, приоритету выразительности над изображением. Поэтому распространенным художественным приемом у романтиков была антитеза, связанная также с их стремлением к универсальному познанию мира в его движении и контрастах. Антитеза образов свойственна и музыкальным сочинениям романтиков. А романтическая живопись поражает напряженными, резкими контрастами цвета, контрастами между светом и тенью. Это было своеобразной реакцией на просветительский рационализм, нормативность эстетики классицизма. Романтики вели решительную борьбу за обновление искусства, выступая против всяких канонов, ограничивающих творческую свободу художника, его фантазию, что нашло теоретическое обоснование в их программных документах ("Фрагменты" Фр. Шлегеля, "Предисловие" Вордсворта к "Лирическим балладам", "Предисловие к "Кромвелю"" Гюго и др.).

Романтическому творческому методу, как и реалистическому, свойственна типизация, однако мотивировка типических характеров в романтическом искусстве совершенно особая. Романтики обобщают черты, приметы, тенденции, характерные для их времени, переходного от одного общественного состояния к другому, когда индивид оказывался вырванным из привычных ему социальных связей, но еще не определился в новых. В этом социально-историческом контексте становятся понятными такие романтические характеры, как Рене Шатобриана, Адольф Констана, Чайльд Гарольд Байрона, Моисей Виньи,- разочарованные, одинокие, сосредоточенные на собственных чувствах и переживаниях. Романтики концентрируют внимание на душевных эмоциях своих героев и рассматривают их духовный мир в отрыве от материального. Таким образом, романтический герой предстает абсолютно самоценной, внутренне независимой от окружающих его жизненных обстоятельств личностью.

Романтический герой типичен и исключителен. На нем лежит печать избранничества, непохожести на "толпу", загадочности. Аккумулируя в себе лучшие человеческие чувства и творческие возможности, он презирает внешний, официальный мир и сам страдает из-за его несовершенства. Главные черты романтического характера - индивидуализм, явившийся следствием абсолютизации личности, и страстное, неудержимое стремление к свободе. Романтический индивидуализм был выражением неприятия поэтами действительности, своеобразным вызовом ей, В то же время их герои-бунтари не были лишены эгоизма (желали свободы прежде всего для себя). Со временем романтические поэты начинают понимать, что, любя все человечество, они забывали о любви к обычным людям и что реальность, сколько бы ее ни объявляли неистинной и призрачной, все больше показывала свою власть. Поэтому рядом с бунтарством в романтическом произведении присутствует скепсис, поэтому многие романтики обращаются к иронии, направляя ее на все и вся, в том числе и на самые благородные мечты.

Своеобразной была трактовка романтического художника, больше других тяготившегося своим вынужденным одиночеством. Это личность универсальная, противостоящая не всему человечеству, а исторически конкретным формам социального бытия (образ Чаттертона в одноименной драме Виньи, герои повестей Гофмана).

Романтический метод как тип образного мышления характеризуется субъективным, эмоционально-личностным отношением к окружающему миру. Обобщение явлений действительности в романтическом произведении обусловливается прежде всего личностью автора, его искренним, страстным отношением к миру, а не закономерностями объективной реальности.

Романтик не столько воспроизводит, сколько пересоздает жизнь на основе идеала, мечты. "Для художника важнее приблизиться к идеалу, который он сам носит в себе и который присущ одному лишь ему, нежели передавать, даже с исключительной силой, случайный идеал, который может встретиться в природе",- писал Делакруа. Его не интересовал заказной портрет, он обращался к близким по духу людям, в изображении которых передавал свое возвышенное представление о человеке, настроение, созвучное своему идеалу (портреты Паганини, Жорж Санд, Шопена). Автобиографизм, глубокий лиризм, доверительность высказывания в музыкальных темах характерны для романтической музыки Шумана, Берлиоза, Листа, Вагнера.

Советское литературоведение отказалось от существовавшей в нем концепции разделения романтизма на прогрессивный (революционный) и реакционный (консервативный, пассивный). В политических и социальных взглядах представителей романтизма не все было однозначно. Так, революционный оптимизм Байрона не исключал его же глубокого пессимизма в отношении исторического прогресса; убежденный сторонник дворянства Виньи был врагом монархии, с симпатией относился к русским декабристам; в то же время В. Скотт, показывавший в своих произведениях неизбежность народных выступлений, изображавший народ как творца истории, по своим политическим взглядам был монархистом. Важно, что эстетический идеал романтиков был противопоставлен несправедливому миру, а значит, в самом существовании романтического героя заключалось стремление к изменению этого мира. Творчество всех романтиков имело прогрессивное значение, обогащало литературу неведомыми прежде открытиями.

Как известно, художественная система является наиболее широкой формой конкретно-исторического развития искусства. Романтизм не был только литературным явлением: он складывался как целая культура и определил своеобразие всей культурной жизни XIX в.- музыки, изобразительного искусства, театра.

Романтическую художественную систему еще в большей степени, чем ренессансную, характеризует интенсивное взаимодействие литературы, живописи, музыки, взаимопроникновение тем, сюжетов, образов. В связи с этим искусствоведы оперируют понятием "романтический синтез искусств".

Многие романтики отводили главенствующее место музыке, отдавая ей приоритет в эмоциональном восприятии сущности мира. Художественная проза Гофмана является примером сближения различных видов искусства: она предельно насыщена музыкальными и живописными ассоциациями. Очевидно, Шуман ощущал родство своего искусства с творчеством Гофмана, называя свой знаменитый цикл фортепианных пьес "Крейслерианой" - по имени романтического героя гофмановских произведений.