Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм

Романтизм
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Романтическая поэзия впитывала яркие цвета, которые несли смысловую нагрузку, вбирала пластические формы, и это делало ее живописной, зрелищной (Байрон, Гюго); использовала музыкальные ритмы, интонации (Ламартин, По). Музыкальный стих немецких романтиков явился благодатным материалом для композиторов: Эйхендорфа - для Мендельсона, Шумана, Брамса; Гейне и Мюллера - для Шуберта. Вокальный цикл "Любовь поэта", романсы на слова Гейне создал Шуман. У Мицкевича встречается типичное для романтизма отождествление поэта с певцом: "Внимай, природа, мне! Внимай, о боже правый! // Вот песня, вот певец, достойный вашей славы" (перевод В. Левина).

Известно, что польскому поэту лучше всего удавались импровизации под звуки флейты. В сюжетах, поэтике его произведений немало музыкальных образов. В то же время поэзия Мицкевича оказывала сильнейшее воздействие на музыкальное искусство польских композиторов (Монюшко, Шимановской), Творчество Шопена близко автору "Конрада Валленрода" не только национальными мотивами и трактовкой ряда проблем: по признанию композитора, фортепианные баллады были созданы им под влиянием героико-романтических поэм Мицкевича.

Одно из лучших романтических полотен белорусского и польского художника Ваньковича - портрет-картина "А. Мицкевич на скале Аюдаг". Автору удалось проникнуть в глубины внутреннего "я" поэта, постичь и передать его яркую индивидуальность благодаря близкому знакомству с творчеством Мицкевича, его "Крымскими сонетами". Картина Ваньковича - не просто портрет поэта: это воссоздание романтического героя, характерного для поэзии Мицкевича 20-х гг.

Романтикам было присуще стремление проникнуть в сферу другого искусства, обратиться к тому, что уже осмысливалось в нем. Немецкий художник Швинд создает картину "Симфония" по законам музыки. Делакруа раскрывает в "Дневниках" особенности романтической музыки, с большим пониманием высказываясь о таланте своего друга Шопена. Многие картины Делакруа, созданные на сюжеты произведений мировой литературы, в том числе романтической (Байрона, В. Скотта), представляют особый тип взаимодействия литературы и изобразительного искусства. Романтические образы Байрона вдохновляли не только живописцев, но также композиторов (симфония Берлиоза "Гарольд в Италии", увертюра Шумана "Манфред" и др.).

Таким образом, романтики осознавали необходимость взаимообогащения различных искусств. Примечательной особенностью было типологическое родство образного мышления в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Яркая эмоциональность, экспрессия, живописность, напряженное внутреннее движение присущи поэтике романтического произведения, будь то творение писателя, полотно художника или сочинение музыканта.

В эпоху романтизма происходит обогащение литератур мировым художественным опытом и в то же время становление и усиление в них национального начала, национальной самобытности. В значительной степени этому способствовало обращение романтиков к фольклору, собирание, изучение и творческое использование его в художественных произведениях (Брентано, В. Скотт, Мицкевич). Это же относится и к искусству. Новые возможности для выражения идей и чувств черпала в народном творчестве романтическая музыка. Польский фольклор, ритмика народных танцев стали основой многих произведений Шопена, венгерские песни - рапсодий Листа. Интонации немецкого фольклора обогатили романсы Мендельсона. Известны роль народной музыки в творчестве Шуберта, сильное национальное начало в итальянской романтической опере (Россини, Доницетти, Беллини, молодой Верди).

Романтики изменяли традиционные художественные формы, создавали новые, пограничные жанры. Широкое распространение в литературе первой половины XIX в. получила романтическая поэма, у истоков которой стояли английские авторы Кольридж, Байрон, Шелли. Для нее характерно сращение лирического с эпическим (лиро-эпическая поэма), лирического с драматическим (драматическая поэма). Лирическая поэма, лирическая драма, лирическое стихотворение, отражая характерный для эпохи конфликт между личностью и обществом, имели субъективно-философскую направленность.

Эти жанры примечательны глубокими размышлениями о человеке и мире и свойственных им противоречиях, настроениями неудовлетворенности жизнью и страстного желания перемен. В романтическом стихотворении переплелись мотивы философской, пейзажной, интимно-любовной лирики.

Лиризм был также признаком прозаических жанров. "Наша эпоха,- писал Гюго,- по преимуществу драматическая, тем самым и в высшей степени лирична". В немецкой и американской литературах в качестве ведущего жанра выступила новелла с характерным для нее фантастическим элементом. Романтическая ирония и юмор преобладали в новеллах Гофмана, Ирвинга, трагизм и катастрофичность бытия у Клейста, По.

Во Франции развитие романтизма было связано с жанром психологической повести, имевшей исповедальный характер (Шатобриан, Констан, Мюссе). Почва для такого типа прозы была подготовлена "Исповедью" Руссо. Романтики акцентировали внимание на совмещении полярных состояний героя, прослеживали тончайшие движения его души.

В области романного жанра высшим достижением романтизма стал исторический роман, введенный в европейскую литературу В. Скоттом. Продолжал свою жизнь и философский роман, но тяготел не к притче, как в эпоху Просвещения, а к мифу ("Генрих фон Офтердинген" Новалиса, "Моби Дик, или Белый Кит" Мелвилла).

Литературе романтизма не было чуждо социальное, общественное ("Дон Жуан" Байрона, "Житейские воззрения кота Мурра" Гофмана), особенно в период сосуществования романтизма и реализма (романы Гюго, Жорж Санд, Сю). В отличие от реалистических произведений изображение буржуазного общества в них лишено аналитизма, критика общественных противоречий носит в основном этический, философский характер. Обостренное же внимание романтиков к герою, его духовному миру приводило к открытию в литературе и искусстве глубоких внутренних конфликтов человека, показу сложности, противоречивости его натуры, огромных возможностей личности, человеческого духа. И в этом бесспорны заслуга романтиков, их вклад в подготовку психологизма нового качества - психологизма писателей-реалистов, которые перенесут акцент исследовательского интереса с личности на общественную среду и этой средой объяснят внутренний мир человека.