Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература

Немецкая литература 19 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Романтическое движение в Германии, начавшееся с середины 90-х гг. XVIII в. и главенствующее на протяжении первой трети XIX ст., объединило представителей различных сфер искусства. В литературе это прежде всего Новалис, Л. Тик, В. Вакенродер, К. Брентано, Л. А. Арним, Г. Клейст, Э. Т. A. Гофман, А. Шамиссо. Романтиком был Г. Гейне, хотя его произведения 40-х гг.- совершенно надвое явление в немецкой и европейской поэзии, выходящее за пределы романтизма. В русле романтического направления развивалось творчество живописцев Фридриха, Ф. О. Рунге. Ф. Овербека, И. А. Коха, композиторов Ф. Шуберта, К. М. Вебера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера.

Германия конца XVIII начала XIX в. отличалась убожеством политического и экономического развития (продолжала оставаться феодально-абсолютистской, раздробленной на множество княжеств, королевств, курфюршеств). Однако это период редчайшего взлета философской и художественной мысли: расцвета немецкого классического идеализма (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Гегель), творчества выдающихся представителей позднего Просвещения Ф. Шиллера и И. В. Гёте, зарождения нового романтического направления. Именно в немецкой литературе 1790-1820-х гг. сконцентрировались наиболее значительные и в то же время противоречивые достижения.

Немецкая литература не знала такой острой полемики романтиков со сторонниками классицизма, какая будет в других странах (Франция, Польша), прежде всего потому, что веймарский классицизм - явление глубоко национальное, самобытное, далекое от эстетических канонов Н. Буало (1636-1711). К тому же в Германии романтизм вызревал в недрах Просвещения и в известном отношении стал продолжением идей "Бури и натиска". Просветительские идеи влияли на творчество романтиков, романтические воззрения - на просветителей. Примером первой связи является поэзия Гельдерлина. Такие же произведения Гёте, как "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1796) и "Фауст" (вторая часть, 1832), обнаруживали черты, родственные романтизму.

Немецкие романтики отличались наиболее глубоким теоретическим мышлением. Воодушевившись свободолюбивыми идеями Французской революции, они отвергли сначала ее радикальные меры, затем результаты революции и путь буржуазного развития как таковой. Суть наступающей эпохи оставалась для них неясной. Было очевидно бессилие немецких князей в войнах с революционной Францией, а после 1800 г. всем немцам пришлось пережить крах Священной Римской империи под ударами наполеоновской армии. Политика Наполеона также разочаровывала: утверждение буржуазной формации несло новые формы эксплуатации, политическую и военную экспансию.

Революцию и общественные проблемы современности немецкие романтики переживают "идеально", перенося их в область духа, в сферу философии, эстетики и этики. Этому способствовали философские теории И. Г. Фихте (1762-1814) и Фр. В. Шеллинга (1775-1854). Идеа освобождения личности, абсолютной свободы воли, главная в "Наукоучении" (1794) Фихте, воспринималась как протест против феодального угнетения личности. Учение Шеллинга о живой, вечно изменяющейся природе приводило к осознанию внутреннего единства вселенной, взаимопроникновения всех начал, вещей, явлений. В литературе и живописи немецкого романтизма присутствует особая одухотворенность пейзажей, эмоционально-эстетическое влияние природы на человека.

Для немецких романтиков характерны субъективизм, склонность к мечте и вымыслу, тоска по бесконечному, культ гения-художника и идеальных человеческих отношений, увлечение фольклором. Бунтуя против филистерской Германии и надвигающегося господства капитализма, они стремились защитить красоту и духовность. Один из их излюбленных жанров - сказка, к которой писатели обращаются и на этапе позднего романтизма (Гофман, Шамиссо).

В литературе немецкого романтизма выделяется три периода. Первый период (1796-1806) связан с деятельностью участников иенской школы, которые имели непосредственное отношение к формированию романтической эстетики и романтического направления. Второй период (1806-1814) - это время подъема освободительной борьбы, пробуждения национального самосознания, что нашло отражение в творчестве представителей гейдельбергского и берлинского кружков, а также Клейста, стоявшего вне школ. В литературе третьего периода (1815-1830) продолжался начатый гейдельбержцами отход от эстетических сфер, проявлялся интерес к современной действительности результатом которого явилась социальная сатира в произведениях Гофмана и Гейне, усиление демократической линии в творчестве Шамиссо.

Творчество Фридриха Гельдерлина (1770-1843) - явление в немецкой литературе рубежа веков. Глубоко индивидуальные мироощущение и поэтический язык Гельдерлина отделяли его от соотечественников-романтиков и еще больше - от просветителей. Советский литературовед Н. Т. Беляева выразила точку зрения многих исследователей, назвав его "человеком новой формации, осмысляющим проблемы, в принципе, теми же способами, что и люди нашего времени". Не понятый и по достоинству не оцененный современниками, Гельдерлин оказал большое влияние на поэзию XX в. (Р. М. Рильке, С. Георге, С. П. Целан, Й. Бобровский).

Французская революция, древняя Эллада, грядущее братство народов - преобладающие и взаимосвязанные темы творчества Гельдерлина. Его главный идеал - идеал свободного человека и человечества. "Я люблю человеческий род будущих столетий,- писал он,- ибо это моя священнейшая надежда, моя вера, дающая мне крепость и силу действовать,- что наши внуки будут лучше, чем мы, что когда-нибудь да придет Свобода и добродетель будет легче расцветать под согревающим священным светом свободы, нежели под ледовым панцирем деспотизма".