Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература

Немецкая литература 19 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Иенская школа. В 1796 г. в Йене складывается кружок новаторски мыслящих писателей, литературных критиков, философов, убежденных в том, что для художественного воплощения проблем современности требуются новые эстетические принципы, новые формы. Ядро этого кружка составили братья Август Вильгельм (1767-1845) и Фридрих (1772-1829) Шлегели, Новалис (настоящее имя- Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801), Людвиг Тик (1773-1853), формулировавшие положения своей эстетической программы на страницах издаваемого Шлегелями журнала "Атеней". Разработанная ими теория романтического искусства получила широкую известность за пределами Германии, в том числе в России, оказала влияние на европейский и американский романтизм, отозвалась в литературе XX в.

Теоретические концепции в трудах иенцев проникнуты духом романтического историзма. В "Фрагментах" (1797) Фр. Шлегеля романтическая поэзия определяется как новый этап в развитии литературы, как "прогрессивная универсальная поэзия". "Универсальная" - потому что должна явиться отражением эпохи, охватить весь окружающий мир, объединить все жанры, философию и риторику. "...Все противоположности - природа и искусство, поэзия и проза, серьезное и комическое, воспоминание и предчувствие, духовное и чувственное, земное и небесное, Жизнь и смерть - все это в ней теснейшим образом взаимно растворяется",- утверждает А. В. Шлегель в "Чтениях о драматическом искусстве и литературе" (1807-1808). Универсальной художественной формой иенцы признают роман.

Романтическая поэзия - "прогрессивная", так как она постоянно находится в процессе развития, становления, ей чужды завершенность и всякая нормативность. Опираясь на известное положение Фихте, что реально существует лишь субъективное "я", а вся чувственно воспринимаемая действительность есть его производное, романтики объявляют центральной фигурой всего сущего личность художника, а высшим законом поэзии - его волю, утверждая ничем не ограниченные права художника на фантазию, интуицию, поэтический произвол.

Таким образом, искусство, по мысли иенских романтиков, призвано отражать многообразие внутреннего мира художника; истинной сферой литературы становится царство фантазии и мечты. Эти принципы направлены против эстетики классицизма, которая еще была влиятельной, особенно во Франции.

Фр. Шлегель обосновал важное для эстетики и творчества романтиков понятие романтической иронии как мировоззренческого и художественного принципа. Художник-творец наделялся правом постоянной иронии по отношению к изображаемому жизненному материалу, ко всему, что считалось устойчивым, неприкосновенным. Он творил мир по своему усмотрению, а потому был свободен и "возвышался" над реальностью, иронически принижая ее, "преодолевая" смехом. Трагическое восприятие жизни как бы снималось ироническим, философским, привносимым самим художником.

Доказательством абсолютной свободы художника было, по мысли Шлегеля, то, что художник мог иронизировать не только над действительностью, но и над своим искусством. Романтическая ирония "есть самая свободная из всех вольностей, так как благодаря ей человек сносок

бен возвыситься над самим собой". Это не что иное, как видимое, иллюзорное разрешение глубокого противоречия между мечтой романтиков и реальной жизнью, между их стремлениями и возможностями. Романтическая ирония вскрывает относительную ценность как жизненных явлений, так и самой романтической поэзии. Она "строится на переоценке духовной победы - торжество ума и воображения будто бы является торжеством практическим, действенным, непобедительностью такой победы ирония часто дразнит нас, позволяет занестись очень высоко, пережить во всех подробностях наше торжество, а потом заставляет познать истину и упасть ниже низкого. Так будет у Э. Т. А. Гофмана, так будет много позднее у Генриха Гейне".

Новалис больше других иенцев верил в безграничные возможности поэзии, в то, что искусство способно преобразить не только общество, но и: природу. Главное произведение Новалиса - философский роман "Генрих фон Офтердинген" (опубл. 1802). Реалии средневековой жизни в нем едва намечены, а на их основе создан философско-романтический миф гармонического существования людей разных сословий, их связи с природой. Генрих фон Офтердинген - немецкий средневековый поэт, личность полулегендарная. Юный Генрих, герой Новалиса,- поэт по своему душевному складу, по призванию. Его путешествию к деду в Аусбург придается символический смысл. Генрих одержим желанием отыскать пригрезившийся ему во сне прекрасный голубой цветок, сквозь лепестки которого проступало нежное девичье лицо. Это символ романтической мечты, любви, конечной истины бытия.

Гиацинт, герой поэтической притчи Новалиса "Ученики в Саисе" (1798, охваченный жаждой познания мира и истины, также отправлялся странствовать. Для него тайна мира была воплощена в статуе богини Изиды, под покрывалом которой Гиацинт неожиданно обнаружил свою возлюбленную Розенблют. Она и есть истина. Для Генриха путь познания оказывается более сложным, ему надо пройти много испытаний, прежде чем он достигнет идеала. Во время своего путешествия герой встречает купцов, воинов, рудокопов, отшельника. Все они философствуют, рассказывают о поэзии, природе, красоте, человеческой I Материальному миру автор дает поэтическое освещение, Стремится доказать, что поэзия является единственным всеобъемлющим способом познания истины, Новалис создавал свой роман как противопоставление роману Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера", в котором утверждалось просветительское понимание задач искусства и содержалась полемика с романтизмом. В то же время многие читатели в новалисовском образе мудрого поэта-сказочника Клингсора узнавали Гёте.