Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература

Немецкая литература 19 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Генрих восторженно слушает своего наставника, уверенного в том, что не следует чрезмерно увлекаться фантазиями. Клингсор говорит, что поэзия не должна слишком отрываться от действительности, а искусство - быть бесформенным, хаотичным. Очевидно, не все из просветительской эстетики не принимается Новалисом и не все из реального мира им отрицается.

Роман не окончен, но развязка содержится в сказке Клингсора. Генрих станет поэтом. Любовь и поэзия откроют ему тайну бытия, и он выступит мессией природы, ее спасителем. Свое философское учение Новалис назвал "магическим идеализмом". Это "романтизация" мира, утопия, связанная с мечтой писателя о гармоническом устройстве общества.

Художественная форма романа - сплав эпического повествования и лирики, чередование прозы и стихов. Талантливым поэтом, писавшим ритмизованной прозой, переходящей в свободный стих, Новалис зарекомендовал себя еще в начале творческого пути как автор цикла "Гимны к ночи" (1799). Христианско-мистические идеи, имевшие место в этом поэтическом произведении, значительно усилены автором в статье "Христианство или Европа" (1799), опубликованной спустя четверть века после его смерти.

Литературное наследие Людвига Тика, друга Новалиса, обширно. Он обращался в своем творчестве к самым различным жанрам, стремясь охватить и прошлое, и настоящее. Наибольший интерес для современного читателя представляют его новеллы и комедии. Новеллы Тика часто называют сказками, В них присутствует сказочное начало, усиливающее атмосферу таинственности и загадочности, но повествование у Тика всегда ведется в объективной манере. Действие в новеллах "Белокурый Экберт" (1797) и "Руненберг" (1802) происходит в средневековье.

Как и у Новалиса, средневековье в произведениях Тика Ц это поэтический мир, в котором возможно сказочное и фантастическое. Его герои тоже ощущают томление по неизведанному, но в это романтическое настроение вплетается рационализм. Искушение золотом, погоня за богатством в конечном счете и определяют их судьбу. Здесь нет гармонии человека и природы, характерной для мировоззрения Новалиса.

Волю и разум охотника Христиана поглощает гора Руненберг ("Руненберг"), выступающая не только как символ величественной природы, но и как чрево "желтоглазого металла".

Мрачный, фантастический колорит преобладает в новеллах Тика, оптимистическое и жизнеутверждающее начало - в его комедиях. Такие комедии-сказки, как "Кот в сапогах" (1797) и "Мир наизнанку" (1799), пародировали эпигонов Просвещения, авторов мещанской драмы, а также их поклонников, филистеров от театра, бюргеров. Романтическая ирония этих пьес разрушала иллюзию правдоподобия на сцене. Так, "Кот в сапогах" разыгрывается не только актерами, но и театральной публикой. "Зрители", сидящие в партере, который расположился на сцене, еще до начала представления высказывают недовольство тем, что им придется смотреть "детскую сказку". Они получили бы удовольствие от назидательной бытовой драмы со счастливым концом.

Все в комедии Тика - веселая игра. В ней участвуют и автор, которому приходится произнести речь, чтобы успокоить волнующийся партер, даже пригласить на сцену "укротителя" с флейтой, и машинист сцены, переговаривающийся со зрителями и автором. Актеры сбиваются с роли, придворный шут и придворный ученый спорят о достоинствах и недостатках пьесы... Таким образом доказывается необходимость свободы художника от всяких правил и эстетических канонов" В пьесе содержатся существенные выпады против феодальных порядков в Германии и ее раздробленности. Заканчивается она торжеством принципов свободы и равенства: кот Гинце проглатывает Закон-Пугало, олицетворяющий феодальную власть. Hoватopcтвo комедий Тика оказалось весьма перспективным для будущего. Трудно представить эстетику театра XX в. без принципов отстранения сценического действия, разрушения иллюзии происходящего на сцене, вовлечения в театральную игру зрителя.

Тик развивал в своих художественных произведениях философские и эстетические концепции иенской школы. Он испытывал непосредственное влияние Вильгельма Генриха Вакенродера (1773-1798), важным вкладом которого в развитие романтической эстетики явилась книга "Сердечные излияния монаха, любителя искусств" (1797). В ней Вакенродер доказывал божественную природу искусства: художник творит не благодаря приобретенному опыту, а по наитию, по вдохновению. В незавершенном романе Тика "Странствия Франца Штернбальда" (1798), центральной фигурой которого является художник, романтическая абсолютизация искусства связана с христианским благочестием. Автору особенно удались романтические пейзажи, а включенные в роман стихи отличаются необыкновенной музыкальностью. Герой же Вакенродера - музыкант Иосиф Берглингер станет литературным прототипом гофмановского Иоганнеса Крейслера.