Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков

Библиотека иностранной литературы — Зарубежная литература 19 века - Романтизм - Немецкая литература

Немецкая литература 19 века
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков
Зарубежная литература и биографии иностранных писателей 17 18 19 20 веков




Гейдельбергская школа. Центром романтического движения в первом десятилетии XIX в. стал Гейдельберг. Новое поколение романтиков - Клеменс Брентано (1778- 1842), Ахим фон Арним (1781-1831) и близкие к ним братья Якоб (1785-1863) и Вильгельм Гримм (1786- 1859) - проявляло повышенный интерес ко всему немецкому. Их литературная деятельность во многом обусловливалась изменившимися общественно-политическими условиями Германии. В 1806 г. Пруссия потерпела поражение в войне с Наполеоном и по условиям позорного для нее Тильзитского мира потеряла более половины своих земель. Углублялся франко-германский конфликт, имевший двойственный характер. Наполеон осуществлял буржуазные преобразования в отсталой Германии, но в то же время воспринимался немцами как завоеватель, оккупант. Обострение национального самосознания, связанное с освободительной войной немецкого народа, способствовало усилению национально-патриотических тенденций в литературе, обращению писателей к фольклору.

В творчестве гейдельбержцев наблюдается преодоление ранне-романтического индивидуализма и субъективизма, отход от теоретизирования, свойственного иенцам. Брентано и Арним, издавшие трехтомный сборник фольклорной лирики под названием "Волшебный рог мальчика" (1805-1808), и братья Гримм, собравшие и опубликовавшие "Детские и семейные сказки" (1812-1815), "положили основу тем художественным формам, па которых строится вся поздне-романтическая литература, и творчески преобразили самый ритм немецкой жизни, ее эстетическую культуру".

Сборник "Волшебный рог мальчика", объединивший более семисот произведений - народных баллад, песен подмастерьев, солдат, любовных песен, свидетельствовал о красоте чувств и художественной одаренности их авторов, был разнообразным по тематике и поэтическим формам. Правда, феодально-охранительные тенденции мировоззрения его составителей оказали влияние на подбор текстов: были включены церковные песни, песни придворного свадебного церемониала. Братья Гримм издавали произведения народного творчества только в их первозданном виде и считали неправомерной литературную обработку, которой подвергали народные песни в целях их улучшения Брентано и Арним.

Отразивший богатство, своеобразие немецкой народнопоэтической традиции, сборник "Волшебный рог мальчика" получил высокую оценку Гёте и Гейне. На многие годы он определил направление немецкой лирики, в которой будут превалировать искренность, непосредственность лирического переживания, задушевность поэтического выражения, музыкальность (И. Эйхендорф, Г. Гейне, В. Мюллер, Л. Уланд).

Народную основу имеют многие прозаические произведения Брентано, лучшие из которых - новелла "Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль" (1817) и "Сказка о Гокеле и Гинкель" (1816, опубл. 1838). Но в литературу Брентано вошел, прежде всего, как лирический поэт. Его лирика настолько органично вобрала в себя образы, мотивы, ритмику народной поэзии, что, например, баллада "Лорелея", вдохновлявшая многих поэтов и музыкантов, долгое время воспринималась как фольклорное, а не литературное произведение.

Обращение к народному творчеству обогатило также художественную манеру Арнима. В его повести "Изабелла Египетская" (1812), действие в которой происходит в XVI в., фольклорные образы используются для акцентирования проблем современности, показа мира, в котором властвуют деньги и корысть, а истинные ценности заменяются фальшивыми. Альраун - отвратительное фантастическое существо, добытое из волшебного корня мандрагоры и обладающее способностью находить спрятанное золото,- некоторыми чертами предвосхищает крошку Цахеса из одноименной сказки Гофмана. Гротескные образы могут у Арнима действовать на равных с историческими персонажами (повесть "Рафаэль и его соседки", 1824). В романах "Графиня Долорес" (1810) и "Стражи короны" (1814) идеализируются патриархальные общественные отношения. Произведения позднего Арнима свидетельствуют о его отходе от романтизма, стремлении к материальной стороне человеческого бытия и объективной манере повествования.